Волосовец: новые стандарты сделают образование доступным для всех
Директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец рассказала корреспонденту РИА Новости о развитии инклюзивного образования в России, о необходимости новых стандартов (ФГОС) для детей с ОВЗ и многом другом.
Оксана Баранова, РИА Новости
3-5 сентября Министерство образования РФ организует экспертные заседания, на которых будут обсуждаться федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для детей с ОВЗ. Их принятие позволит решить главную государственную задачу – сделать равными права на получение образования для всех учащихся. Для чего нужны новые стандарты, и как в целом в стране развитие инклюзивного образования? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой ответила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.
- Татьяна Владимировна, что изменится в системе инклюзивного образования с утверждением ФГОС?
— С вступлением в силу в 2013 году ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации", понятие "инклюзивное образование", наконец, законодательно закреплено. В контексте обеспечения прав человека, государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ определяют условия осуществления их права на образование. В предлагаемых проектах ФГОС начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи определены особые образовательные потребности, специальные условия получения образования, обусловленные неоднородностью состава групп детей с различными нарушениями, диапазон возможностей освоения образовательных программ.
- Немаловажную роль в успешном развитии инклюзии играет и финансовая составляющая?
— Без целевого финансирования инклюзивное образование остановится в своем развитии. Для того чтобы ребенок с ОВЗ смог посещать «массовую» школу наравне со здоровыми детьми, учреждение должно быть готово предоставить ему условия для обучения: пандусы, специально оборудованные туалеты, раздевалки, специальное компьютерное оборудование, освещение и т.д. Важную роль играет разработка адаптированных образовательных программ, подготовка учебников (для детей с нарушениями зрения необходимы учебники, напечатанные либо более крупным шрифтом, либо шрифтом Брайля). Все это потребует финансовых затрат.
- Педагогам требуются специальные знания при работе с такими учениками?
— Важно понять, что даже если мы прекрасно оборудуем классы, разработаем специальные пособия, создадим позитивный психологический климат, но при этом будем испытывать нехватку специалистов, процесс инклюзивного образования затормозится. Педагоги должны обладать специальными знаниями о психологических особенностях детей с ОВЗ, методиках работы с ними.
- На сегодняшний день таких специалистов недостаточно?
— Да, и с моей точки зрения эта самая большая трудность. Процесс инклюзии начался, но система переподготовки и повышения квалификации педагогов за ней не успевает. На это требуется время.
- Насколько важно создать психологически устойчивую среду в школе?
— Необходимо создавать атмосферу эмоционального комфорта, формировать взаимоотношения между детьми, их родителями и педагогами в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формировать у детей позитивную учебную мотивацию. Поэтому, думаю, что школьные психологические службы должны уделять внимание не только формированию доброжелательной среды в самой школе, но и напрямую работать с родителями. Часто многие из них не до конца понимают, что ребенок с ОВЗ имеет точно такое же право на получение образования, как и здоровый.
- Как вы считаете, почему семьи, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ, отдают предпочтение инклюзивному образованию?
— Дело в том, что около 95% специальных коррекционных образовательных учреждений — это школы-интернаты, поэтому не все дети имеют возможность жить дома. Что категорически плохо для семьи. У родителей должен быть выбор: система специального образования или инклюзивное образование, конечно, при соблюдении всех тех условий, о которых уже говорилось. При этом, развитие инклюзии не исключает систему специального образования. Она выстаивалась многие десятилетия, и работает достаточно эффективно. Речь идет о возможности выбора.
- Какой в идеале, должна стать модель инклюзивного образования?
— Независимо от состояния здоровья, от того, есть ли нарушения в развитии или нет, право на доступное и качественное образование есть у всех. Ценность любого человека не зависит от его способностей и достижений. Ребенок ценен сам по себе, неважно показывает ли он успехи в математике или ему с трудом дается химия. Он ценен как личность. Когда гражданское общество будет это понимать, модель образования России, включающая в себя и традиционную систему, и инклюзивное и специальное образование, станет близка к совершенной.
Источник РИА Новости