Каганов: ни один ребенок не останется за закрытыми дверьми
В России кардинальным образом меняются модели образования. О том, что уже сделано в стране в области образования детей, которые нуждаются в особой поддержке государства, рассказал Вениамин Каганов, заместитель Министра образования и науки РФ.
В России кардинальным образом меняются модели образования детей. Ряд принципиально новых критериев уже закреплен законодательно. Практически в каждом российском регионе работают ресурсные центры, где проходит апробация инновационных программ по социализации и обучению детей. Конечная цель реформы образования — добиться максимальной вовлеченности в учебный процесс всех категорий детей. О том, что уже сделано в стране в области образования детей, которые нуждаются в особой поддержке государства, рассказал Вениамин Каганов, заместитель Министра образования и науки РФ.
- Вениамин Шаевич, какие первостепенные задачи стоят перед государством и обществом на этапе внедрения новых моделей социализации и обучения детей?
— В нашей стране богатая практика работы с детьми по различным направлениям, в том числе и с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Жизнь меняется, требования к качеству образования, закрепленные в законе, становятся жёстче. Основной посыл заключается в том, что у нас сейчас нет необучаемых детей. Это значит, любой ребенок должен учиться, достигая при этом процессе определенного прогресса в своем развитии.
- Насколько однородно внедряются новые модели в регионах России?
— Многое зависит от ситуации, от наличия педагогов, энтузиастов, от условий развития и финансового состояния региона. Задача по внедрению новых практик очень сложная. Необходимо не только развивать передовой опыт и практики в отдельных регионах, но и обеспечить их распространение по всей территории РФ. Главное для нас сейчас – это выявить лучшие практики. С учетом того, что меняется жизнь, технологии, меняются дети, усовершенствовать их и создать условия для поэтапного внедрения по всей территории страны.
- Какие направления требуют особой поддержки?
— В государственной программе развития образования на 2011-2015 годы заложена реализация отдельного проекта по социализации детей. В его рамках, при поддержке федерального бюджета, реализуются различные инновационные модели. За четыре года существования проекта, из бюджета в субъекты РФ было направлено почти 1 млрд рублей. Субсидия предназначалась для создания стажировочных площадок, где проходит отработка новых образовательных моделей. В настоящий момент, создано 81 стажировочная площадка, и с каждым годом их становится больше. Эту практику мы планируем продолжать. Конечная задача работы этих ресурсных центров – обеспечить доступ к качественному образованию на всей территории страны, для всех категорий детей.
- Насколько важно, при внедрении новых моделей, привлекать внимание общества к грядущим изменениям?
— Важно понимать, что учат не только школы, но и система дополнительного образования, музеи, театры. Все должно меняться с учетом того, что у нас разные дети. Все это должно быть доступно для всех. Естественно, здесь очень много надо поменять. В том числе и в психологии не только педагогов и директоров школ, но и родителей, всех жителей страны. Да, есть определённая категория детей, отличная от тех, кто посещает обычную школу. Но они наши дети. И у многих из них есть такие таланты, которые не найдешь иногда у ребенка, не имеющего проблем со здоровьем. Всех детей необходимо развивать и готовить к жизни, в том числе самостоятельной. Это важно как для самого ребенка с ОВЗ, так и для общества в целом. Поэтому вся система, начиная от служб ранней помощи, до высшего профессионального образования, до программ дополнительного образования, подготовки рабочих кадров и последующего трудоустройства, должна стать взаимосвязанной, единой.При этом нужно сделать так, чтобы ни один ребенок не потерялся, ни остался дома за закрытыми дверями, потому что в обществе для него не нашлось места.
В системе общего образования более 30 тыс детей учатся дистанционно. Многие из них будут получать высшее образование, и участвовать в производственном процессе также дистанционно. Тем более интернет-технологии это позволяют. Раньше никаких возможностей не было. Сейчас они появились, и мы приступаем к их систематизации. Делать это нужно сообща: вместе с родителями, общественностью, экспертами. Потому что в одиночку ни школе, ни органам исполнительной власти такую сложную, постоянно обновляющуюся задачу не решить. Но вместе я думаю, нам все по силам.
Источник РИА Новости