Каждый ребенок с ОВЗ получит качественное образование

06.03.2015

Стандарты образования детей с ОВЗ: что изменится с 1 сентября 2016 годаС 1 сентября 2016 года в российских школах будут действовать два новых образовательных стандарта для детей с ОВЗ.

Ток-шоу о новых образовательных стандартах для детей с ОВЗ состоялось 4 марта в Москве. С 1 сентября 2016 года начнут свое действие два новых образовательных стандарта для детей с ОВЗ, которые направлены на формирование индивидуальных маршрутов обучения таких ребят. Независимо от того, будет ли учиться ребенок в общеобразовательной, коррекционной школе или на дому, каждый получит возможность получить качественное образование. При этом выстроив систему обучения, педагог, в зависимости от результатов, которые демонстрирует ребенок в процессе учебы, сможет предлагать родителям ее изменения, добавляя новые элементы. Такая вариативная образовательная система появится в России впервые. Ее главная цель — помочь каждому ребенку с ОВЗ стать полноценным членом общества. 
 

Стандарт для всей страны

В конце прошлого года были утверждены два новых образовательных стандарта для детей с ОВЗ: ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями. При этом документами охватываются все категории детей. Стандарты содержат три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и к результатам образовательного процесса.

Для каждой нозологии разработаны специальные условия создания адаптированных образовательных программ. Например, для обучения детей с нарушениями зрения, необходимо введение в образовательный процесс дополнительных специализированных материалов. Для детей с нарушениями слуха – обязательно наличие звукоусиливающей аппаратуры, специальных занятий по развитию слухоречевого восприятия. В каждом из стандартов прописаны все эти условия.

То есть ребенок, независимо от степени заболевания, имеет право на получение качественного обучения, выстроенного с учетом его особенностей. Кроме того, впервые в стандарте для детей с умственной отсталостью, прописаны условия обучения школьников с расстройствами аутистического спектра.

Созданные стандарты, как отмечают эксперты – это прорыв в российской образовательной системе. И главной задачей сегодняшнего дня является их грамотное внедрение во всех регионах страны. "Сейчас наступает самая ответственная стадия. Стандарты докажут свою эффективность только тогда, когда в каждой школе будут созданы условия для качественного обучения детей с любыми нозологиями", — отмечает Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ.

Каждому ребенку своя программа

Ребенок с ОВЗ не просто должен быть включен в процесс обучения. Задача, поставленная перед педагогами гораздо шире – для каждого должен быть создан индивидуальный образовательный маршрут, независимо от того учиться ли он в общеобразовательной, коррекционной школе или на дому. При этом родители становится активными участниками образовательного процесса. Как подчеркнула Лариса Фальковская, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ, важно понимать, что система коррекционных учреждений остается, но и она переходит на работу по новым образовательным стандартам.

Главной особенностью новых стандартов является их вариативность. По словам Светланы Алехиной, проректора Московского городского психолого-педагогического университета, нельзя в первом классе выбрать для ребенка одну модель обучения и оставить его на ней до окончания школы. Созданные стандарты позволяют переходить с одной программы на другую, либо дополнять выбранную модель новыми образовательными элементами. То есть, когда ребенок в ходе обучения будет демонстрировать положительные результаты, педагог может перестраивать его индивидуальный маршрут так, чтобы повысить качество и глубину знаний. Или наоборот, упрощать программу, подстраиваясь под особенности восприятия ребенка.  
 

Первые из первых

Апробация новых стандартов образования с 2008 года идет во многих регионах страны. В Омской, Тамбовской областях, г. Санкт-Петербурге уже достигнуты позитивные результаты. Эксперты отмечают, что у детей, вовлеченных в новую образовательную модель, отмечается положительная динамика обучения. И именно это позволяет педагогам варьировать образовательные маршруты, выстаивая их под вновь возникающие потребности каждого ученика.

Внедрение новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ будет происходить на территории всей страны. Это не случиться мгновенно, но в настоящий момент перед всей системой образования поставлена цель сделать это максимально эффективно, вовлекая в процесс все больше и больше школ.

Одной из ключевых задач остается и подготовка педагогического состава. В настоящее время процессом переподготовки педагогов активно занимаются ведущие профильные вузы страны. Эксперты отмечают, что с принятием стандартов, в стране появляется новая философия инклюзии, которая заключается в том, что необучаемых детей не существует.

 

Источник http://ria.ru/