Инклюзия невозможна без партнерства власти и общественных организаций

17.04.2015

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья пишет в тетрадиСоциальное партнерство – гарант оптимального развития инклюзивного образования в России. Об этом 17 апреля в Москве в рамках Всероссийской конференции "Социальное партнерство в инклюзивном образовании" говорили российские и иностранные эксперты

Всероссийская конференция "Социальное партнерство в инклюзивном образовании" состоялась в Московском городском психолого-педагогическом университете. В ней приняли участие более 120 специалистов в области инклюзии из пяти стран мира. Мероприятие прошло при поддержке Минобразования РФ, представительства Европейского Союза в РФ и общественной организации "Перспектива".

В своем приветственном слове ректор МГППУ Виталий Рубцов отметил, что на сегодняшний день, когда происходят серьезные изменения в системе образования, вводятся новые стандарты для обучения детей с ОВЗ, тема социального партнёрства приобретает особое звучание.  Государство, власть, родительские и общественные организации начинают работать вместе. "А главным в этом процессе для нас является тот, у которого есть особые образовательные потребности", подчеркнул ректор.

На сегодняшний день в российских образовательных учреждениях обучается  482 тысячи детей с особыми образовательными потребностями. Из них 270 тысяч  обучаются инклюзивно в общеобразовательных школах, остальные – в специальных образовательных коррекционных заведениях. По словам Евгения Сильянова,  директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки, только за последние три года, количество детей перешедших в инклюзию увеличилось более чем на 21 тыс. человек.

"Министерство абсолютно открыто для социальных партнеров. Совместно с общественными организациями мы работали над созданием образовательных стандартов для детей с ОВЗ. Сегодня они проходят апробацию в 24 субъектах страны. Сейчас разработаны первые образовательные программы для обучения детей с особыми потребностями. И теперь они, также как и ранее сами стандарты, нуждаются в обсуждении профессионального сообщества, для того, чтобы максимально приблизить их к реальной жизни. Поэтому я призываю к активному участию в работе по внедрению стандартов", — подчеркнул Евгений Сильянов.

В конференции приняли участие эксперты в области инклюзивного образования из стран Европы. Свен-Олов Карлссон, заместитель главы Представительства Европейского союза в России, отметил, что, несмотря на напряженную политическую обстановку, Союз совместно с российскими специалистами продолжает активно реализовывать инициативы по развитию инклюзивных процессов в России.

"Инклюзия должна стать нормой жизни, а не исключением. Это подтверждено  конвенцией ООН, которую подписала и Россия. Но мы все понимаем, что ни одно правительство, ни одно ведомство не может в одиночку решить многочисленные вопросы, касающиеся прав ребенка. Нужна совместная работа, нужно партнерство, поэтому мы сотрудничаем по целому ряду проектов, направленных на улучшение жизни детей", — подчеркнул Карлссон.

Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию, в свою очередь, обозначил ряд пока нерешенных вопросов, над которыми предстоит совместно подумать профильным министерствам и общественным организациям.  
По его словам, необходимо сосредоточиться над созданием в России системы ранней коррекционной помощи, которая пока не обрела законных основ. А также более четко прописать право родителей самостоятельно выбирать для своего ребенка образовательное учреждение. По мнению Олега Смолина, массовое закрытие коррекционных образовательных учреждений недопустимо.

"Болевых точек" процесса внедрения инклюзии коснулась и Елена Клочко, руководитель секции проблем детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ. По ее мнению, необходимо как можно быстрее решить проблему отсутствия в стране тьютеров.  И проработать модель дальнейшего сопровождения молодых людей с ОВЗ достигших 18-летнего возраста.

"Дети заканчивают коррекционные школы,  встает вопрос: чем им заняться дальше? Тема дневной занятости, на наш взгляд, требует активного обсуждения и решения", — сказала Елена Клочко.

Она также предложила региональным общественным организациям присоединиться к инициативе московских родительских ассоциаций, которые собирают и отправляют в Департамент соцзащиты обращения с просьбой открыть в столице центр дневного пребывания для подростков от 18 лет и старше.

В работе конференции также приняли участие специалисты из Томска, Архангельска, Самары, Нижнего Новгорода. Они поделились своим опытом выстраивания партнерских отношений с властью, образовательными учреждениями и общественными объединениями. По мнению экспертов, только совместная работа позволяет продуктивно развивать и внедрять инклюзию в жизнь.

 

Источник http://ria.ru