Индивидуальный подход к каждому ребенку положен в основу инклюзии
Эксперты подвели первые итоги реализации программы "Доступная среда" в системе общего образования.
Ток-шоу на тему "Школа для всех: основные результаты реализации Государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 – 2015 годы" состоялось при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на площадке МИА "Россия сегодня" 26 июня в Москве. К разговору были приглашены представители профильных министерств, общественных организаций, родительские ассоциации и региональные эксперты. В фокусе внимания дискуссии специалистов — вопросы, связанные с результатами реализации госпрограммы "Доступная среда" в системе общего образования.
Государством была поставлена масштабная задача по созданию в стране доступной, в том числе образовательной, среды. За время существования госпрограммы Министерством образования и науки Российской Федерации был сформирован значительный пул нормативных документов, гарантирующих право на образование любому ребенку, вне зависимости от его особенностей развития. В настоящий момент все регионы России вовлечены в процесс планомерного целенаправленного создания условий для инклюзивного образования. Создано и функционирует около 6 тысяч базовых образовательных организаций, реализующих инклюзивные программы.
"Нельзя говорить, что до вступления в силу закона "Об образовании" у нас не было инклюзии. В регионах существует немало подобных эффективных практик. Сегодня меняются масштабы этого процесса. И усилия министерства сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации системы создать среду, обеспечивающую доступность качественного образования для ребят с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных психофизических особенностей", — подчеркнула Людмила Вакорина, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ.
Об успешном опыте реализации в стенах образовательного учреждения принципов инклюзии рассказала Наталья Игловская, координатор инклюзивного образования в МБОУ "СОШ №84" г. Северска Томской области. В этом году учреждение было признано лучшей школой, реализующей инклюзивную практику.
Инклюзивный подход в школе, где обучается более 150 детей с ОВЗ и инвалидностью, реализуется с 2011 года. По словам Натальи Игловской, проблем на пути становления новой модели было много, но решить их удалось благодаря межведомственному взаимодействию.
"Мы не сторонники того, чтобы делать упор на название "инклюзивная школа". Наша школа, в которой создана доступная, комфортная среда — для всех детей", — сказала Наталья Игловская.
В ходе дискуссии, эксперты также подчеркнули, что в один момент переключить страну на новое инклюзивное мышление не получится. Но масштабная, планомерная работа в этом направлении уже позволяет говорить о положительной динамике реализации инклюзивных процессов во всех регионах страны.
Одной из главных задач остается проблема подготовки кадров. За 5 лет существования программы "Доступная среда" обучение прошли более 27 тысяч педагогов. "Сегодня профессиональный стандарт педагога задает высокую планку. Каждый учитель должен владеть инклюзивными технологиями, обеспечивая индивидуальную траекторию обучения любого ребенка", — отметила Светлана Алехина, проректор Московского городского психолого-педагогического университета. При этом она подчеркнула, что педагогическому сообществу предстоит скоординировать свои действия, наладить общение и обмен опытом по вопросам инклюзивного образования.
Тему психологической поддержки педагогов подняла Валерия Кэролл, старший преподаватель Колледжа социальных наук Университета Линкольн (Великобритания), которая отметила, что педагогам не только требуется время на овладение новыми профессиональными компетенциями, они должны получать психологическую помощь и поддержку со стороны специалистов.
Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ в своем выступлении отметила, что инклюзия не должна ограничиваться лишь системой образования, эта идеология должна сопровождать ребенка на всех этапах его жизни, начиная с самого раннего возраста. "Это очень важно, ведь если не компенсировать нарушения в развитии ребенка в раннем возрасте, не факт что он будет готов к инклюзии", — подчеркнула Елена Клочко.
Об опыте внедрения инклюзивных практик в Москве рассказала Ольга Москвичева, заведующая сектором обеспечения реализации образовательных программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями Департамента образования г. Москвы.
По ее словам, в столице создана система оказания услуг детям с особыми потребностями.
В московских школах обучается более 53 тысяч детей с ОВЗ и инвалидностью. В системе среднего профессионального образования — более 2 тысяч детей — инвалидов. Учитывая важность непрерывности инклюзивного процесса, все дети с особыми образовательными потребностями обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях, подчеркнула Ольга Москвичева.
Этот факт подтвердила и Ирина Шпитальская, директор дома-интерната Центр содействия семейному воспитанию "Вера. Надежда. Любовь", которая отметила, что при устройстве воспитанников центра в дошкольные учреждения, она не встретила сопротивления со стороны педагогов и родителей. Особую благодарность участники ток-шоу выразили родительским ассоциациям, которые также активно включились в процесс становления в России принципов инклюзии.
Источник http://ria.ru