Эффект «Фламинго»: инклюзия, переаттестация полицейских и ужесточение наказания
Скандал с сестрой супермодели Натальи Водяновой Оксаной, у которой аутизм и ДЦП, послужил поводом для бурных дискуссий о правах инвалидов и отношении общества к людям с ограниченными возможностями.
Случай с Оксаной стал резонансным благодаря известности ее сестры – модели Натальи Водяновой, основателя фонда «Обнаженные сердца». Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту нарушения прав инвалида: Оксану и ее няню выгнали из нижегородского кафе «Фламинго» под предлогом того, что человек с инвалидностью отпугнет всех посетителей.
В связи с большим общественным резонансом фонд «Обнаженные сердца» 17 августа провел внеплановый вебинар «Когда мы все разные». Эксперты фонда детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова в прямом эфире объясняли, кто такие люди с особенностями и как с ними себя вести.
«Мы с вами, каждый из нас, можем сделать так, чтобы таких историй стало меньше. Если мы все станем терпимее, добрее, вежливее к друг другу. Не важно с особенностями мы, или без. Мы все люди. Мы все равны в своих правах. Я лично знаю случаи, когда детей с особенностями прогоняют с детских площадок, не берут в школу, в садик, родители обычных детей запрещают с ними дружить. Взрослых людей с особенностями не берут на работу, даже, если они подходят по квалификации, им не куда пойти. Зачастую это происходит потому, что обычные люди ничего не знают о людях с особенностями. Есть проблема информационного вакуума. Неизвестность вызывает страх. И этот страх ведет к неприглядным последствиям, таким как случай с моей сестрой», — написала Наталья Водянова в Facebook.
В интервью сайту «Такие дела» Водянова предложила заменить денежный штраф для владельцев заведения в Нижнем Новгороде на волонтерскую работу в одном из лагерей, которые проводит фонд «Обнаженные сердца». «Может, я идеалистка, но мне кажется, что это пошло бы им на пользу. Безусловно, поначалу подобная работа была бы для них сущим наказанием, но я почти уверена, что к концу смены время, проведенное с нашими детьми, изменило бы в лучшую сторону их мировоззрение и, может быть, даже жизнь», — сказала Наталья Водянова.
История с сестрой топ-модели стала поводом для разработки законопроекта об ужесточении наказания за оскорбление людей с инвалидностью. Депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров разработал соответствующий пакет поправок, сообщают «Известия». Согласно проекту, унижение человека с ограниченными возможностями может грозить виновнику сроком лишения свободы до пяти лет и штрафом до 500 тыс. рублей. Вынесение инвалидов в отдельную группу в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ и Уголовный кодекс станет «реальным актом защиты прав и свобод» граждан, отличающихся от других своими физическими данными», считает Петров.
Депутат Госдумы РФ Сергей Калашников уверен, что ужесточать следует только административное наказание. «Любой человек независимо от того, инвалид он или нет, не должен быть оскорблен и вправе знать, что его могут защитить в случае чего. Поэтому считать преступление в отношении инвалидов отягчающим обстоятельством не приходится. Репрессивными мерами культуру не привить, — подчеркивает Калашников. — Ужесточить административные штрафы можно, но нужна серьезная проработка вопроса. Каковы квалификационные признаки проступка? Видел ли виновник, что оскорбил человека с ограниченными возможностями? Инвалид второй группы с эндопротезом может зайти в кафе, и никто не узнает о том, какие у него есть физические особенности. Если инициатор поправок проработает проект закона, то нововведение будет полезно».
Директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения, доверенное лицо Президента России Андрей Царев не считает, что наказание должно быть особенно суровым. И государство, и общество должны стремиться к тому, чтобы был не только страх перед наказанием, но и уважение к людям с инвалидностью, понимание их ситуации, сказал Царев в интервью сайту доверенныелица.рф. Этого можно достичь, создавая условия для взаимодействия между людьми с инвалидностью и без, и начинать нужно с детей, молодежи, считает Царев. «Вряд ли мы в одночасье изменим общество в целом и сформируем в нем уважительное отношение к инвалидам, но мы можем целенаправленно и планомерно работать в этом направлении с подрастающим поколением», – отметил Царев.
Отношение к людям с особенностями или с ограниченными возможностями в России в последние годы меняется, но происходит медленно. С учетом нынешних темпов толерантное отношение к инвалидам достигнет европейского уровня через пять-семь лет, считают в Фонде поддержки слепоглухих «Со-единение». Изменить отношение к инвалидам помогут программы по информированию общества, развитие инклюзивного образования и доступной среды, считают в фонде. В новом учебном году фонд «Со-единение» организует в российских школах серию социальных уроков, на которых ученикам расскажут об особенностях слепоглухих и о том, как каждый может помочь таким людям.
«В ситуациях, когда люди становятся свидетелями несправедливого обращения со слабыми и встают на их защиту, проявляется сила гражданского общества. Это должно стать предупредительным сигналом для людей, способных негуманно обращаться с теми, кто не может за себя постоять. Таким образом, в нашем обществе будут складываться поведенческие модели, при которых подобные инциденты будут сведены к минимуму. В связи с этим я призываю всех, кто стал свидетелем случаев дискриминации, не оставаться равнодушными», —говорит Елена Тополева, член Общественной палаты РФ.
Только информированность общества поможет уменьшить число случаев дискриминации людей с инвалидностью, считают в фонде «Даунсайд Ап». «Зачем мы проводим наш велопробег, зачем вообще придумали проект «Спорт во благо», зачем мы устраиваем публичные мероприятия, зачем постоянно общаемся с журналистами, коммерческими компаниями, студентами, школьниками? Зачем держим открытыми двери нашего фонда? Почему наши семьи, перестав замыкаться в себе, готовы отвечать на все вопросы, рассказывая о своих детях и их особенностях? Потому что мы верим, что только так, встречаясь и общаясь, видя своими глазами и имея достаточно информации, общество научится принимать тех, кто отличается. Принимать не натужно, не с испугом, не на словах, не ради отчетности, а просто потому, что это — нормально и естественно. Потому что, если присмотреться, мы все разные. И у каждого из нас есть свои особые потребности. Мы очень сочувствуем семье Натальи и Оксаны и каждой семье, которая сталкивается с подобным отношением! Мы делаем все от нас зависящее, чтобы таких случаев не было. Но нам очень нужна ваша помощь!» — говорится в обращении фонда «Даунсайд Ап», размещенном на странице организации в Facebook.
Замглавы Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Терентьевпредложил переаттестовать полицейских из Нижнего Новгорода, которые задержали мать модели Натальи Водяновой после инцидента в кафе. Он подчеркнул, что в современном обществе необходимо воспитывать новый формат социальных отношений, при котором подобные конфликты будут невозможны. «В гражданах следует взращивать терпимость к людям с ограниченными возможностями», — отметил Терентьев.
В связи с историей сестры Натальи Водяновой Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опроса о том, как россияне в целом характеризуют имеющиеся в нашей стране условия и возможности для инвалидов. Как показал опрос, близкие или друзья с инвалидностью есть у каждого третьего россиянина – у 30%. Заметно выше показатель для людей старше 60 лет – 41%. Равные условия и возможности для инвалидов в нашей стране пока не созданы – считает большинство россиян. Так, две трети опрошенных (67%) сказали, что люди с инвалидностью не обладают теми же возможностями для образования и трудоустройства, что и другие граждане. Противоположного мнения придерживается 21% участников опроса. Большинство респондентов (63%) также отмечают, что в их родном городе/селе не обеспечена доступная среда для детей-инвалидов. Чаще об этом говорят жители сел (69%) и те, у кого среди знакомых есть люди с ограниченными возможностями (68%). Более 70% респондентов, у которых есть несовершеннолетние дети и внуки, не возражают против того, чтобы в классе с их ребенком учились дети-инвалиды (среди тех, кто знаком с инвалидами лично – 77%, среди остальных – 71%). Скорее не согласились бы с этим 17%.
Источник http://www.asi.org.ru