Искусство с неограниченными возможностями
Проекты, так или иначе связанные с людьми с особенностями, обычно ориентированы либо на них самих, либо на побуждение остальных людей к благотворительным действиям. Музей «Гараж» предложил новый подход: не отделение и обособление, а диалог и взаимообмен. Универсальным языком, адекватным диалогу, стало современное искусство.
Кураторы «Гаража» пригласили четырех своих посетителей с разными формами инвалидности принять участие в выборе и комментировании арт-объектов, которые в итоге составили экспозицию под названием «Единомышленники».
Идею, вложенную в это слово, пояснила куратор выставки, координатор инклюзивных проектов «Гаража» Мария Сарычева:
— Название выставки отражает нашу главную позицию. Мы не приводим точки зрения к общему знаменателю. Единомышленниками мы становимся в процессе создания одного общего проекта. Мы объединяем людей через этот процесс, предоставляя слово каждому из участников. И мы сразу договорились о том, что этот проект не должен быть образовательной программой. Мы взаимодействуем с нашими «единомышленниками», не поучая, а вовлекая их в коммуникацию.
Экспонаты, взятые из частных московских коллекций, апеллируют к разным органам чувств и формам восприятия, что позволяет прикоснуться к искусству всем вне зависимости от физических особенностей.
Так, например, видеоарт Мелвина Моти «Музей закрыт» может быть в равной степени понятен и незрячим, и неслышащим посетителям. На экране всё время показывается статичный кадр: пустой зал с высокими окнами. А голос за кадром произносит монолог экскурсовода.
В основе мини-фильма — реальные события. Сотрудник Эрмитажа Павел Губчевский был хранителем музея в 1942–1943 годах и в благодарность за помощь с эвакуацией шедевров рассказывал солдатам о произведениях искусства, большинство из которых увидеть было невозможно — остались только пустые рамы.
Описание отсутствующих полотен «рифмуется» с практически отсутствующим видеорядом, а в контексте выставки — еще и с восприятием живописи незрячими, ведь зритель фильма фактически оказывается на их месте. Но и неслышащие любители искусства ничего не потеряют: весь монолог субтитрован.
Тема текста стала одной из сквозных на выставке. Текст трактуется как универсальный язык, который, однако, может встраиваться в визуальные и звуковые образы. На двухметровом полотне «Заклейменная» Дженни Савиль изображена немолодая обнаженная женщина — явная аллюзия на знаменитую работу Люсьена Фрейда «Социальный смотритель спит». Но если приглядеться, то видно, что на поверхность живописного слоя нанесены слова: «маленькая», «декоративная», «хрупкая». Подтекст понятен: это те качества, которые мужчины традиционно ждут от женщин.
Еще одна феминистская работа — вязаное полотно «Сделано в ФРГ». Художница Розмари Трокель пытается снять ярлык «женского рукоделия» с вязания (это ее фирменный прием) и перевести его в разряд арт-практик. Многократно повторенная фраза Made in Western Germany подчеркивает сходство картины с предметом одежды.
Ориентация на текст, вполне логичная в условиях проекта «Единомышленники» (так или иначе текст доступен почти всем людям с особенностями), невольно обнажает общую проблему contemporary art: читать о нем зачастую интереснее, чем смотреть сами работы.
Впрочем, для тех объектов, где визуальный образ является всё-таки главенствующим, на выставке были сделаны силиконовые рельефные дубликаты в миниатюре — осязая их, незрячие посетители могут составить свое представление о произведении.
Выставка продлится до 9 сентября.
Источник http://iz.ru/news