«В детстве я не различала людей и животных»: писатель с аутизмом Ирис Юханссон выступила в Москве
Аутизм — это не психическое заболевание, это особенность человека воспринимать окружающий мир, считает шведская писательница Ирис Юханссон.
По ее мнению, изначально у всех детей с аутизмом есть предпосылки для полноценного интеллектуального развития. И новый метод, который она разработала, наглядно демонстрирует, как общение может поддерживать таких детей и помогать им.
Во вторник, 12 декабря, в Центре лечебной педагогики (Москва) состоялась открытая встреча с Ирис Юханссон, где она рассказала, через какие испытания ей пришлось пройти, чтобы многого добиться в жизни.
Особенная коммуникация
Суть подхода Ирис Юханссон состоит в том, чтобы установить с аутичным ребенком взаимопонимание на глубоком личностном уровне, который она называет первичным. Все, что связано с оценками и социальными нормами, Ирис называет вторичным.
По мнению эксперта, дети с аутизмом развиваются, как и остальные, но порой просто не могут выразить своих чувств и эмоций, а если окружающие их не понимают, они расстраиваются и раздражаются.
«В этом случае, конечно, помогать должны самые близкие люди — родители. Делать успокаивающий массаж, попытаться разобраться, что стало причиной расстройства. Это удивительное чувство, когда ты не можешь выразить что-то словами, но кто-то другой догадывается об этом», — поясняет психолог.
Детство
Ирис Юханссон рассказала о своем опыте восприятия мира, и о том, кто помог ей научиться общаться с людьми.
«Когда я была маленькой, для меня не было разницы — человек или животное. Лишь в возрасте около 10 лет я поняла, что у человека есть какие-то другие качества, которых нет у животных. И что люди общаются между собой», — вспоминает Ирис Юханссон.
После этого ей тоже захотелось участвовать в диалоге, но она не знала, каким образом это можно осуществить.
«Обычным людям чувства помогают социализироваться, а люди с аутизмом действуют иначе. Им трудно строить логические цепочки в действиях. Только если я видела причину, почему человек сказал именно это, мне было легче. А если мне говорили что-то абстрактное, то я не понимала. Например: «плохая погода сегодня». Я не видела ее и не понимала, о чем речь», — рассказывает писатель.
По мнению Юханссон, существует два типа мышления: первичное и вторичное, одно предваряет другое. В первичном мышлении нет никаких оценочных характеристик, никаких причинно-следственных связей, существует только некий азарт узнавания чего-то нового. «Для человека с аутизмом принятие информации — важнее, чем чувства», — считает психолог.
Ирис уверена, что каждый по-своему уникален с рождения, и в детстве его ценят таким, как есть. Первые дни жизни с 10 до 14 дней зарождается наше «я». А с возрастом приходит вторичное — наши оценки (себя, окружающего мира). «Оценивая, мы прежде всего теряем себя, свою индивидуальность», — утверждает Юханссон.
Многие люди, которые родились с определенными талантами, могут не сразу их обнаружить. Чтобы развить свои способности, они должны получить импульсы извне. В этом, безусловно, помогают окружающие люди. Так же они могут помочь ребенку с аутизмом не замыкаться в себе.
«Мой папа рано заметил мою особенность, в отличие от родного брата. Ему было с чем сравнивать. Я не была заинтересована в окружающей действительности. Он пытался контактировать со мной, но это получалось только тогда, когда я этого хотела. При этом он заметил такую закономерность: если он радовался, что я иду на контакт, то я сразу уходила снова в себя. Папа решил, что со мной нужно общаться так, чтобы не спугнуть, и пытался оградить меня от страхов», — говорит Ирис Юханссон.
Школа
Ирис ходила в обычную школу, где преподаватели помогли ей реализоваться и не чувствовать себя обделенной.
«На физкультуре сначала никто не хотел брать меня в команду, так как я не знала правил и просто бросала мяч. Но учитель объяснил мне, что от меня требуется, и все встало на свои места — я стала забивать голы. Если ты понимаешь, что нужно делать, то можно делать это очень хорошо. Мне сказали: «бросать во вратаря», а он просто уворачивался, и таким образом я попадала», — рассказала психолог.
Увидеть интерес ребенка к чему-либо — задача родителей и педагогов. И через этот интерес можно наладить контакт. Несмотря на то, что для людей с аутизмом внешний мир, в отличие от внутреннего, кажется пугающим, их можно через проявляющийся интерес к чему-либо попытаться вывести вовне, научить коммуникации с людьми. Важно, чтобы люди были готовы находить какие-то нестандартные решения в случаях, когда обычные вещи не работают.
«Когда нужно было писать сочинение в школе, я не могла этого делать. Тогда мне предложили просто рассказывать, а учитель записывал то, что я придумывала. Потом этот текст я сдавала я ему обратно, заранее переписав в свою тетрадь. И учитель оценивал это», — вспоминает исследователь.
Реальность
Теперь Ирис Юханссон стала экспертом по проблемам аутизма и выступает с лекциями по всему миру. Ее книга «Особое детство» переведена на несколько языков и стала бестселлером.
«Многие говорили папе Ирис, что с девочкой что-то не в порядке, и что нужно найти специалиста, который помог бы ей развиваться и стать нормальным человеком. Но папа считал, что она должна быть такой, какая она есть, и что на крестьянском дворе найдется место для всех, и, конечно же, она найдет, чем заняться, даже если она не будет слишком умна», — говорится в книге.
Источник https://www.asi.org.ru