В Мурманске создали обучающую программу сопровождения детей с аутизмом

05.04.2018

По просьбе активистов организации «Парус доверия» сотрудники Мурманского арктического государственного университета совместно с ведущими столичными специалистами разработали образовательную программу и стали обучать по ней родителей детей с аутизмом и педагогов коррекционных школ-интернатов.

Очередная учебная сессия состоялась накануне Всемирного дня распространения информации об аутизме, который отмечается 2 апреля. Самыми заинтересованными слушателями стали мамы детей с аутизмом из организации «Парус доверия». Они нуждались в знаниях о воспитании своих необычных детей.

А началось все с того, что в 2017 году специалисты «Паруса доверия» решили проводить обучающие семинары с участием ведущих российских специалистов в области аутизма. Их результатами родители остались довольны.

«Я шесть лет не знала, как общаться с дочерью. Мы с ней практически никуда не ходили. Только в садик на два-три часа, но я всегда была вместе с ней. Это полная изоляция. И так живут многие особые семьи. На семинаре мне подсказали, что нужно делать для того, чтобы она попросила. Не кричала и валялась на полу, как это было обычно, а стала просить. Сейчас она четко показывает с помощью специальных картинок, чего хочет. Например, складывает фразу «Я хочу пить сок», — рассказала АСИ председатель организации Екатерина Илина.

Следующим шагом организации стал совместный проект с вузом. На одной из конференций активисты познакомились с директором Психолого-педагогического института Мурманского госуниверситета Татьяной Кузьмичевой и решили создать образовательную программу «Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра», чтобы обучать по ней всех желающих.

«Причиной появления нашей программы стало желание родительского сообщества помочь своим детям. Мы сделали так, чтобы они были готовы помогать. Сегодня мы можем быть уверены в том, что эти родители способны помогать не только своим, но и чужим детям. То есть быть тьюторами. И после выпуска мы, конечно, будем привлекать их к переподготовке специалистов в области сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра», — сообщила АСИ Татьяна Кузьмичева.

В такой переподготовке нуждаются педагоги-психологи общеобразовательных и коррекционных школ-интернатов. К сожалению, многие из них не владеют тонкостями психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом, поскольку их этому не учили. Сейчас пилотная группа уже приступила к обучению.

«В нашей школе много детей с аутизмом. Курсы дают мне новые инструменты корректировки поведения ребенка, которые позволяют быстро и грамотно добиться результата. Эти умения необходимы и в школе, и в повседневном общении, и при разрешении конфликтов», — поясняет АСИ педагог-психолог школы №2 города Кола Светлана Горячева.

Занятия по переподготовке проводил один из авторов новой программы, кандидат психологических наук, доцент кафедры проектного управления в сфере образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Игорь Савченко. Он входит в число ведущих специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, сотрудничающих с Федеральным ресурсным центром при Московском психолого-педагогическом университете.

«Аутизм не болезнь, вылечить его нельзя. Мы можем только корректировать нарушения, помогая ребенку в адаптации, взрослении, социализации с помощью психологических и педагогических методов. Нам удалось нащупать те их них, что работают наиболее эффективно, и моя миссия — рассказать о них коллегам», — рассказал АСИ Игорь Савченко.

Своим опытом работы с Федеральным ресурсным центром активисты «Паруса доверия» довольны. Очередной семинар в эти дни пройдет на загородной турбазе.

 

Источник https://www.asi.org.ru/news/2018/04/05/autizm-obuchenie/