Передышка, пособие, «отвязка» от грантов: в Общественной палате обсудили способы поддержать семьи с детьми-инвалидами

16.04.2018

Как защитить права семей, воспитывающих детей с инвалидностью, почему до сих пор все льготы и реабилитационные программы можно получить лишь по месту постоянной регистрации, как организовать инклюзивное образование — на эти и другие вопросы попытались ответить эксперты ОП РФ и представители некоммерческого сектора.

13 апреля в Общественной палате прошла конференция по вопросам помощи и защиты прав инвалидов и детей-инвалидов «Объединение как площадка для развития, партнерства, ресурсной поддержки».

Открывая заседание, член ОП Московской области, председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов Подмосковья, руководитель АНО «Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства „Радость моя“ Инна Орлова прокомментировала, что многие вопросы остаются нерешенными из-за законодательных несоответствий.

«Например, меры поддержки людей с инвалидностью привязаны к прописке, и человек не может воспользоваться реабилитацией и санаторно-курортными путевками, если он проживает не по месту постоянной регистрации», — заявила Орлова.

Эксперт отметила также проблему индексации пособия родителям с детьми-инвалидами, которое сейчас составляет 5 тыс. рублей в месяц. Ранее матери детей с ограниченными возможностями здоровья потребовали приравнять размер пособия по уходу за инвалидом к МРОТ. Группа активистов передала в администрацию Президента РФ петицию, которая собрала почти полмиллиона подписей. Ее разместили на портале еще в январе этого года.

По словам председателя Ассоциации родителей детей-инвалидов Подмосковья, при этом если родитель (а зачастую детей с инвалидностью воспитывают матери-одиночки) выходит на работу с неполной занятостью, то пособия он автоматически лишается.

«Что касается обучения детей с ОВЗ, то нужно создать образовательную вертикаль, чтоб ребенком занимались, начиная с детского сада/школы, и потом у человека будет возможность получить профессиональное образование, получить работу, — утверждает Инна Орлова. — Но для решения всех острых вопросов по повышению качества жизни нужно скоординировать работу общественных организаций и регионов».

Фото: pixabay.com

«Несмотря на то, что в Общественной палате РФ несколько комиссий занимаются поддержкой семей детей с инвалидностью, без участия общественных организаций невозможно решать важные вопросы и проблемы. Когда они объединяются в одну большую силу, это действительно большая поддержка для всех родителей», — подтвердила Юлия Зимова, член комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства.

Инклюзия как способ социализации

Поверить в себя помогают проекты, где люди с инвалидностью, объединенные одной целью, достигают существенных результатов (в спорте, искусстве и т.д.). Это помогает прежде всего социализации и реабилитации людей с ОВЗ. Большего успеха в этом добились инклюзивные проекты, участники которых не делят общество на людей с инвалидностью и без.

«Центры наподобие проекта «Передышка», где родителям детей с особенностями предоставляется возможность заняться своими делами, пока ребенок будет с нянечкой, нужно развивать. Для этого нужно их включить в систему помощи, записать в поставщики социальных услуг, чтобы они не зависели от грантов, а постоянно работали, — рассказала Инна Орлова. — А то получается, государственные организации переходят в статус АНО и имеют большие преференции перед такими самостийными организациями, которые создаются общественниками и неравнодушными людьми. Таким «энкаошкам» маленьким надо помогать, а не конкурировать. Но при этом до сих пор в регионах нет системы для регистрации НКО как поставщика социальных услуг».

Участники конференции обсудили создание общероссийского движения «В будущее без границ», которое объединит как родителей, так и общественные организации, занимающиеся поддержкой и защитой прав инвалидов и детей-инвалидов со всей России. Для улучшения качества жизни людей с инвалидностью, по мнению экспертов, необходимо внедрить систему инклюзивного образования. Сейчас она еще далека от совершенства. В частности, ощущается острая нехватка тьюторов и преподавателей, которые могли бы готовить ученика к поступлению в среднее учебное заведение. Также и реабилитацией должны заниматься специально подготовленные люди, утверждают собравшиеся.

В завершение встречи была подготовлена резолюция по основным вопросам повышения качества жизни семей с детьми с инвалидностью. Эксперты планируют проработать их в Госдуме и уже провести следующую встречу по результатам обсуждений.

Полную версию конференции можно увидеть на сайте ОП РФ.

 

Источник https://www.asi.org.ru/news/2018/04/16/op-rf-pomoshh-semyam-s-detmi-s-invalidnostyu/