Мастерские тут рядом
Центр для людей с аутизмом «Антон тут рядом» в прошлом году отметил пятилетие. Один из самых важных проектов центра – мастерские, где люди творят и общаются. За прошедшие годы кустарное производство выросло до сотрудничества с крупнейшими корпорациями.
Полуподвальное помещение в одном из домов на Петроградской стороне в Петербурге. У входа сидит Саша. Саша здоровается с каждым, кто приходит, не важно, известен ему этот человек или нет. «Привет, дядя Вова», — скажет он знакомому. Когда он узнает имя незнакомца, тот тоже станет «дядей».
Саша хочет перезнакомить всех друг с другом, чтобы люди общались и рассказывали истории о том, где живут, где работают. Саша хочет рассказать и про себя, но не всегда может. Саше 35 лет, он приходит в этот подвал со вторника по пятницу, чтобы поработать в одной из мастерских центра «Антон тут рядом».
Брови Фриды Кало и обезьянки
В прошлом году Благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма «Выход в Петербурге» отметил пятилетие. Фонд начал работу с выхода документального фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» и открытия центра с аналогичным названием. К настоящему моменту в организации уже 15 самостоятельных программ. Но творческие мастерские были здесь с самого начала: они задумывались как способ социализации людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), как место, где они могли бы общаться и находить себя в творчестве.
В полуподвальном помещении на Троицкой площади расположены четыре мастерских, каждая устроена максимально понятно и удобно для подопечных фонда. На стенах – информационные указатели и инструкции, чтобы не запутаться и не потеряться. В каждой мастерской студентов сопровождает один или несколько тьюторов, поэтому пространство полностью безопасно. Работа в основном связана с производством сувениров.
«Некоторые ждут указаний, в какие цвета раскрасить, а некоторые, наоборот, любят все делать сами — от начала и до конца», — рассказывает координатор программ фонда Юлия Зубцова. Она показывает фигурку обезьянки, которую раскрасил один из работников мастерских. Кстати, заготовки для сувениров часто делают тоже подопечные центра – на другой площадке, в Татарском переулке расположена столярная мастерская. Изделия, которые там заготавливают, могут быть достаточно сложными – шкатулки, коробочки, ящички.
В соседней керамической мастерской лепят и обрабатывают кружки и тарелки. «Используются только рисунки ребят, мы никогда не берем рисунки мастеров. Они помогают только с технической стороной, — подчеркивает Юлия Зубцова. — Каждый делает столько, сколько хочет и может. Есть те, кто занимается и самой лепкой. Мы не стремимся к тому, чтобы изделия были ровными. Наоборот, неровности поверхности, изогнутые формы придают этим кружкам и тарелкам особое очарование, а главное – уникальность».
По декоративной части задания могут быть очень сложными, например, нарисовать что-нибудь навеянное творчеством Матисса. Судьба готовых рисунков самая разнообразная: украшение для керамики, принт для футболки, обложка для блокнота, открытка.
Печатную продукцию делают здесь же, в мастерской графики. Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в это помещение, — знаменитые брови Фриды Кало. Это музей Фаберже попросил центр сделать открытки к выставке живописи в столичном Манеже. А фотографии художницы развесили в мастерской для вдохновения. В помещении два станка. Один режет бумагу, второй прокатывает эстампы – тиражируют рисунки с помощью трафаретов. Конечно, в работу идет лишь малый процент рисунков – часть просто трудно перенести на трафареты, особенно, если это абстракция. Но опять-таки здесь главенствует процесс, а не результат.
Есть еще швейная мастерская, где студенты делают вещи «с нуля», работают на профессиональной основе и получают стипендию. Задачи, чтобы все студенты мастерских с Петроградской стороны потом переходили на вторую площадку, нет. Главная функция мастерских – социализация людей.
От ярмарок – к дизайну кафе
В какой-то момент мастерские стали производить столько, что встал вопрос: куда эту продукцию девать? Началось все с городских ярмарок, на которых мастера продают свои изделия ручной работы. Помимо денежных поступлений участие в них дало организации доступ к широкому обществу.
«На ярмарки приходят те, кто нас не знает. Они могут взять листовки, пообщаться с нашими волонтерами. Важно участвовать в таких мероприятиях», — говорит Юлия Зубцова. На распродажах продукция реализуется за пожертвование. Раньше деньги можно было передать только через кэшбоксы, но недавно центр обзавелся терминалом для банковских карт.
Следом за общегородскими ярмарками в жизни центра «Антон тут рядом» появились и корпоративные. Волонтеры привозят сувениры непосредственно в офис компании, сотрудники которых заранее проинформированы о распродаже. Иногда в акции участвуют сразу несколько фондов. Такой формат работы привлекает большие компании. Наиболее крупный партнер фонда — «Газпром» и его дочерние предприятия. Именно благодаря работе с газовым монополистом фонду удалось открыть вторую производственную площадку в Татарском. Также работой фонда активно интересуются в IT-индустрии (среди партнеров — интернет-ритейлер «Юлмарт»). Поскольку информация о благотворительных ярмарках широко распространилась, партнеры, как правило, уже сами выходят на фонд с предложением провести у них такое мероприятие.
Формат ярмарки может меняться. В «Газпроме» центр «Антон тут рядом» провел не просто распродажу, а аукцион. В ходе торгов стоимость лотов вырастала в десятки раз. А некоторые сотрудники оставались под таким сильным впечатлением, что даже сами приходили в центр и работали вместе с подопечными в мастерских.
После того, как информация о продукции центра распространилась широко, появились и корпоративные заказы. В основном это сувенирная продукция. Но был случай, когда изделия из мастерских украсили интерьер. Фонд участвовал в оформлении кафе «Циркус» Упсала-цирка: сделали текстиль, керамику, поднос, таблички для туалетов, декоративные фигуры. Дизайн как способ привлечь средства в фонд — один из приоритетов.
Сейчас купить продукцию центра «Антон тут рядом» можно и в магазинах – у фонда около 20 партнеров. Большинство из них работают в Петербурге, есть и московские, и даже Екатеринбург (Ельцин-центр). Основная сложность связана с логистикой – доставлять малые партии экономически невыгодно, и пока транспортировку оплачивают сами магазины. По этой же причине у центра нет и своего интернет-магазина: в существующих объемах это нерентабельно. Тем не менее, в нескольких партнерских онлайн-маркетах сувениры от центра тоже можно купить.
Профессионализация
Понемногу работа мастерских и реализация их продукции выходят на все более профессиональный уровень. Как рассказала Юлия Зубцова, если раньше продажи проводились скорее случайно, то теперь в фонде знают, как работать с клиентами и даже используют методики профессиональных маркетологов.
В прошлом году фонд «Антон тут рядом» принял участие в акселерационной программе, которую проводил Фонд поддержки социальных проектов совместно с Агентством стратегических инициатив. «У нас есть мастерские, мы продаем изделия и фактически это маленький бизнес. А мы под бизнес совершенно не заточены, у нас нет никого с профильным образованием, нет соответствующих компетенций. Поэтому мы были рады оказаться в акселераторе, — говорит координатор программ. — После интенсива приезжаешь другим человеком».
Участие в программе помогло центру более системно взглянуть на свою работу. «Если бы не акселератор, мы, наверное, все же ввязались бы в создание интернет-магазина без всяких расчетов. Замучились бы, потеряли бы кучу времени и денег и ничего бы не приобрели, кроме плачевного опыта. А так мы сразу поняли, что нам это делать пока не нужно. То есть, акселератор учит просчитывать риски», — поясняет координатор программ.
Более профессиональный взгляд на работу помогает сфокусироваться на таких аспектах, как позиционирование продукции и индивидуальная работа с клиентом. Например, кто-то хочет купить продукцию центра «Антон тут рядом» именно потому, что это участие в благотворительности. Других же это совсем не интересует, им просто нравится дизайн вещей. Разумеется, подходы в этом случае должны быть совершенно разными.
«Мне никогда не приходило в голову разговаривать с теми, кто у нас уже что-то купил. А в акселераторе нас научили делать «проблемное» интервью: выяснять, в чем заключалась «проблема» покупателя перед тем, как он к нам обратился. Как именно он ее решил с нашей помощью. Почему обратился именно к нам», — рассказывает о новых навыках Зубцова.
В фонде «Антон тут рядом» не строят иллюзий: мастерские никогда не будут окупать все расходы организации. Тем не менее, эффективность этого направления год от года растет. Самой большой головной болью остается аренда: фонду приходится оплачивать помещения по рыночной стоимости (около полумиллиона рублей в месяц). Если какое-то помещение и предлагают, то оно, как правило, нежилое или совсем «убитое». Поэтому пока мастерские остаются в том же полуподвале.
«Иногда я плачу. Хотя мужчинам нельзя плакать, но я иногда плачу. А ты, дядя Вася?», — спрашивает напоследок Саша корреспондента АСИ. «Я тоже», — отвечаю.
Источник https://www.asi.org.ru/article/2019/02/25/peterburg-autizm-masterskie/