Юлия Камал: «Выбор способа обучения для ребенка с инвалидностью всегда остается за родителями»
Председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) – о том, как правильно выбрать школу для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В первую очередь родители для себя должны понять, где они хотят обучать ребенка. Сейчас у таких детей есть возможность получать инклюзивное образование в обычных школах, учиться в ресурсных или автономных классах, реабилитационно-образовательных центрах.
Родителям достаточно записать ребенка на портале госуслуг в любую из школ, и он получит место в учреждении образования рядом с домом. А школа обязана создать ему специальные условия для получения качественного образования.
Как попасть в школу
Для того чтобы записать ребенка в школу, родители должны в поликлинике получить заключение врачебной комиссии (справка 297), в котором будут указаны все коды диагнозов и рекомендации о предоставлении ребенку специальных условий образования. С этим заключением врачебной комиссии нужно обратиться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК). Предварительно записаться можно на портале госуслуг.
Для удобства родителей один день в неделю ЦПМПК — по средам — работает без записи.
Затем заключение ЦПМПК о рекомендованной программе приносят в школу и пишут заявление на имя директора с просьбой создать специальные условия.
Условия обучения
Все специальные условия обучения прописаны в Федеральном законе «Об образовании».
Например, условия и программы обучения для детей с расстройствами аутистического спектра бывают разными, в зависимости от состояния ребенка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выделяют четыре такие программы.
Если у ребенка более легкая форма аутизма, то он учится наравне с обычными сверстниками, только с адаптацией в той части, которая нужна ему, согласно заключению специалистов, — это программа 8.1.
Когда ребенок осваивает школьный курс за более длительные сроки — программа 8.2.
А в последующих двух программах (8.3 и 8.4), учитывая состояние здоровья, академический компонент представлен в меньшей степени, акцент делается на другие навыки: возможность социализации и адаптации в обществе.
Школа должна предоставить все условия и создать индивидуальный образовательный маршрут для такого ребенка.
Например, какие-то предметы он может посещать вместе с классом. А часть уроков будет изучать индивидуально или в малой группе, там занятия буду вести врачи-дефектологи. Кроме того, для детей с расстройствами аутистического спектра очень важно иметь зону сенсорной разгрузки.
Также в Москве существуют ресурсные классы, где занятия проводятся в ресурсной зоне, содержащей все необходимое для ребенка с РАС: специальную мебель, сенсорное оборудование, инвентарь. Здесь ребята занимаются индивидуально и получают сенсорную разгрузку.
И на уроки дети выходят в общий класс постепенно, кто сколько может: сначала на 15 минут, потом на 30. Смысл в том, чтобы ребенок адаптировался и смог посещать как можно больше занятий вместе с остальными сверстниками.
Коррекционные школы
Департамент труда и соцзащиты населения имеет восемь подведомственных реабилитационно-образовательных центров. Они особенно востребованы среди родителей с детьми с тяжелыми множественными нарушениями.
Дети осваивают там адаптированные образовательные программы, рекомендованные специалистами, и одновременно проходят реабилитацию. Например, в подобном центре в Новопеределкине проводятся занятия в бассейне, ЛФК, в школе есть тренажерные залы, массаж, ванны, физиопроцедуры. Весь процесс (образование и реабилитация) взаимосвязан между собой и представляет комплекс услуг.
Кроме того, в этих центрах есть медицинская часть. Там работают педиатры, неврологи, реабилитологи, медсестры следят за назначениями, потому что многие ребята принимают лекарства. Все находится под контролем специалистов.
Родители могут приводить ребенка в центр каждый день, а могут оставлять на все пять дней там. Это связано с тем, что многие семьи живут далеко и возить ребенка сложно. Есть ночные и дневные воспитатели, которые помогают ребятам. Вторая половина дня у детей полностью занята кружками, секциями, спортивными, общеразвивающими и творческими занятиями. Они выезжают на экскурсии, участвуют в спортивных соревнованиях.
В центрах существуют не только начальная ступень, средняя и старшая школа, есть еще курсы для получения основ профессии. Многие ребята после школы получают навыки выбранной профессии и поступают в колледжи и в вузы. Созданы трудовые мастерские для взрослых людей с инвалидностью.
Подобные центры есть для детей с нарушениями зрения, сколиозом, ментальными особенностями и перенесших онкологические заболевания.
Обучение не в школе
Надомное обучение оформляется в поликлинике. Существует приказ Минздрава РФ от 30 июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». В нем прописаны диагнозы, с которыми ребенок может обучаться на дому. Причем, детали обучения и способы подачи информации определяют родители. Педагоги приходят домой, а часть уроков проводится через интернет. Но ребенок также получает домашнее задание и пишет контрольные работы.
Также в этом медучреждении может учиться ребенок, находящийся на длительном лечении в больнице, — более 21 дня. Туда приходят учителя, предоставляется все необходимое: компьютеры и учебники.
Есть в Москве еще и возможность для получения дистанционного образования. Этим занимается школа «Технологии обучения». Ученикам выдают комплект техники, и они занимаются дистанционно, но при этом сохраняется возможность очных дней обучения.
В завершении хочу подчеркнуть: возможностей много, и они разные. При поиске способа образования для ребенка с инвалидностью выбор всегда остается за родителями.