В Сочи обсудили проблемы инклюзивного образования
11 октября гимназия № 6 Сочи и центр инклюзивного развития «Включи» провели круглый стол «Включение детей с ментальными особенностями развития в общеобразовательную среду школы с использованием методов прикладного анализа поведения и тьюторского сопровождения».
Общественники и эксперты поделились с педагогами опытом обучения особенных детей в сочинских гимназиях № 6 и 8, школе № 13. Участниками круглого стола стали более 30 учителей и школьных психологов, руководителей школ и представителей профильных структур администрации.
«Включение детей с особенностями развития происходит в школе через ресурсную зону – небольшой оборудованный кабинет, где тьютор может индивидуально позаниматься с ребенком, а дети могут отдохнуть после классного шума, ведь многие особые ученики имеют сенсорные особенности и им сложно переносить шум. Им нужно время, чтобы привыкнуть к школьной среде. Тьюторов и детей сопровождает ресурсный учитель – специалист по прикладному анализу поведения. Его задача — оценивать академические и поведенческие дефициты включаемых учеников, писать программы работы над этими дефицитами, корректировать работу тьюторов», — пояснила АСИ президент центра «Включи» Надежда Назарова.
Центр не первый год реализует в Сочи проект «ВКЛЮЧаемся в класс». Налажено взаимодействие с тремя общеобразовательными учреждениями города — их уже посещают ученики. До этого дети с ментальными нарушениями могли рассчитывать только на домашнее обучение, коррекционные классы, где многие из-за проблем с поведением надолго не задерживались, или школы восьмого вида.
Зарплаты тьюторов и ресурсного учителя софинансируются за счет средств Фонда президентских грантов, полученных общественной организацией на реализацию проекта.
На круглом столе представители НКО, филиала ГБУ «Центр диагностики и консультирования», педагоги и психологи сочинских школ рассказали о своем опыте включения особенных учеников в программу. Они обсуждали определение и адаптацию программ для таких учащихся, документальное оформление созданной инклюзивной площадки, особенности работы с детьми на разных уроках – от математики до музыки, взаимодействие тьютора и учителя в процессе включения в класс ребенка с расстройством аутистического спектра.
«Школам прежде всего стоит уделить пристальное внимание обучению специалистов и коммуникации с местными общественными организациями. Если коммуникация выстроена правильно, то реализовать право особых детей на инклюзивное образование, которое закреплено законом, будет значительно проще, потому что можно объединить ресурсы образовательных организаций и НКО», — рассказала Надежда Назарова.
Источник https://www.asi.org.ru/news/2019/10/14/sochi-kruglyj-stol-inklyuziya-vklyuchi/