Фонд «Расправь крылья!» подводит итоги проекта в помощь детям с нарушениями развития
Фонд «Расправь крылья!» подводит итоги проекта «ТерриторияРоста», над которым работал вместе с центром «Вера. Надежда. Любовь».
Проект предполагает подготовку к сопровождаемому проживанию после выхода из учреждения воспитанников с выраженными ментальными нарушениями. Как рассказали в фонде, завершилась часть проекта, которая была заявлена на конкурс грантов мэра Москвы. Предполагается, что сам проект будет реализовываться и дальше.
Проблема включения в жизнь общества детей и молодых людей с множественными нарушениями развития стоит достаточно давно. Долгое время задача детских домов-интернатов сводилась к обеспечению ухода за детьми с инвалдиностью и к обучению их элементарным навыкам самообслуживания. Акцент на подготовку к дальнейшему жизнеустройству вне интерната не ставился. По достижении 18 лет большая часть детей-инвалидов (от 60 до 70%) направляется в психоневрологические интернаты для взрослых (ПНИ). После перехода в ПНИ молодые взрослые с ментальными нарушениями, как правило, начинают хуже справляться со своими нуждами, не могут проявить имеющиеся навыки в новых условиях и адаптироваться к новым требованиям. Как следствие, снижается качество их жизни, и они деградируют.
В последние годы государство и общество обратили свое внимание на жизнь людей в ПНИ и на подготовку детей с умственными отклонениями к жизни за пределами интерната. Стали появляться проекты и программы, нацеленные на повышение уровня их самостоятельности и самоорганизации. Среди них – проект «ТерриторияРоста».
Авторы проекта решили внедрить новый формат подготовки к дальнейшему жизнеустройству воспитанников организаций для детей-сирот с выраженными ментальными нарушениями – сопровождаемое взросление. Всерьез о сопровождаемом проживании специалисты заговорили в 2014 году, а методы работы с детьми, основанные на сопровождаемом взрослении, стали активно внедряться в последние три года. Форматы жизнеустройства могут быть разными: от устройства в семью до «классического» ПНИ. Важно было не просто научить 32 участников проекта пользоваться блендером, важно было научить делать это осознано, проанализировав жизненную ситуацию. Более того, полученные навыки должны быть универсально применимыми в любой форме жизнеустройства воспитанника ЦССВ
Первым новшеством проекта стало обучение не на занятиях, а непосредственно в повседневном опыте. Дети не просто учились готовить кашу в мультиварке, а делали это каждый день для собственного завтрака. Они учились также пылесосить, когда убирали группу, ходить в магазин, когда собирались печь пиццу, готовить горячий бутерброд – когда хочется перекусить.
Второе новшество – это предоставление возможности выбора. Участники выбирали, что надеть, что приготовить на обед, какое именно бытовое дело выполнить сегодня, чем занять свободное время: посмотреть телевизор или сшить юбку.
Третье новшество состоит в том, что для каждого воспитанника были сформулированы результаты, которых планировалось достичь за время проекта. Кого-то научить вставлять вилку в розетку, а кого-то – спланировать свой выходной день. Все специалисты работали вместе над достижением именно этих результатов.
«Что же дал проект ребятам? Прежде всего, это устойчивое повышение уровня навыков в сфере самообслуживания, самоорганизации, коммуникации и неквалифицированного труда, – отмечают в фонде. – Ребята стали выполнять то или иное действие по собственной инициативе без указания со стороны взрослого. Коммуникация с посторонними – это теперь не проблема. Участники проекта посещали магазины, аптеку, парикмахерские, где вступали в диалог с незнакомыми людьми. Это новый для них опыт коммуникации и взаимодействия друг с другом и с незнакомыми людьми при посещении объектов социальной инфраструктуры».
Благодаря проекту в центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» внедрен новый формат подготовки к дальнейшему жизнеустройству воспитанников с выраженными ментальными нарушениями. Кроме того, центр «Вера. Надежда, Любовь» стал стажировочной площадкой для ЦССВ города Москвы, работающих в аналогичном направлении.