В Шанинке представили исследование HeadHunter о трудоустройстве людей с инвалидностью

19.12.2019

Как работодатели относятся к особенным сотрудникам, почему люди с инвалидностью отказываются от работы и как несколько слов могут изменить их жизнь в лучшую сторону.

9 декабря в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке) прошел семинар по трудоустройству людей с ментальными особенностями. Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова представила результаты исследования о трудоустройстве людей с инвалидностью с точки зрения соискателей и HR.

Интернет в помощь

По данным Росстата, доля занятых людей с инвалидностью в четыре раза ниже, чем доля занятых среди всего населения. С 2014 по 2018 год количество работающих инвалидов увеличилось с 16,2% до 18,7%.

В целом доля трудоустроенных людей с инвалидностью стабильно растет: если в 2009 году работали только 28%, то в 2018-м – уже 55%.

Большая часть людей с инвалидностью, как и остальные соискатели, предпочитают не обращаться в центры занятости, потому что «там ничем не могут помочь». Ищут в основном через знакомых и родственников (76%) и в интернете (49%). Почти у половины соискателей (44%) процесс поиска работы занимает не меньше года.

Среди причин, по которым соискатели с инвалидностью могут отказываться от предложенной работы, – низкая зарплата (37%), отдаленность от дома (32%) и характер работы (27%). Почти четверть инвалидов (22%) не устраивают условия труда.

Один процент соискателей

В компании HeadHunter отмечают, что с 2017 года работодатели все реже размещают вакансии, которые подходят соискателю с инвалидностью (на сайте есть специальная пометка для таких предложений). За девять месяцев 2019 года доля таких вакансий составила всего 1%.

В топе сфер, которые доступны людям с инвалидностью, – начало карьеры, административный персонал и образование. Самые популярные вакансии, с точки зрения самих соискателей, — оператор call-центра, стажер отдела персонала и оператор по продаже банковских услуг. Больше всего вакансий для людей с особенностями предлагают Ингушетия и Ямало-Ненецкий автономный округ.

В рамках закона

Почти половина (47%) опрошенных ответила, что в их компании уже работает человек с инвалидностью. Специалисты HeadHunter подчеркивают, что чем крупнее компания, тем вероятнее в ней будут работать особенные сотрудники.

Чаще всего они занимают позиции технического и административного персонала, как правило, это квалифицированные сотрудники с высшим техническим образованием. 47% работодателей отметили, что на их вакансии вообще редко откликаются люди с инвалидностью.

Более половины (54%) работодателей сказали, что готовы принимать на работу человека с инвалидностью в условиях равного отбора. 49% готовы пойти на это, чтобы соответствовать законодательству.

Среди плюсов приема на работу человека с инвалидностью чаще всего называли социальное развитие общества (59%), повышенную мотивацию инвалидов (23%) и положительный облик работодателя (17%). 18% затруднились ответить на этот вопрос, 10% не видят никаких плюсов. 55% отметили, что для сотрудника с инвалидностью придется оборудовать специальные рабочие места, 23% опасаются, что проблемы со здоровьем помешают человеку нормально трудиться. Вместе с тем 17% работодателей не видят никаких минусов в приеме на работу инвалида.

Что касается потенциальных коллег, то многие отметили, что отнеслись бы к появлению в коллективе сотрудника с инвалидностью нейтрально (51%), скорее положительно (23%) либо крайне положительно (21%).

Подробные результаты опроса HeadHunter – в презентации.

Пиши, сокращай

По мнению координатора международного фонда «Лучшие друзья» Анны Куликовой, адаптировать нужно не столько человека с инвалидностью, сколько всю среду – под его нужды. Фонд помогает в трудоустройстве людей с нарушениями развития интеллекта – по словам Анны, они составляют до 40% от всех инвалидов в России.

Один из вариантов сделать среду доступнее для людей с ментальными особенностями – использовать формат «Простыми словами». Перспективы его развития и продвижение обсуждали осенью в Общественной палате.

Он предполагает сильное упрощение текста на письме: так его смогут воспринимать особенные люди. Для примера фонд «Лучшие друзья» рассказал о себе в таком формате: короткие предложения (максимум – шесть слов), с красной строки каждое, отсутствие местоимений (человек с неразвитой кратковременной памятью забудет, о ком идет речь), шрифт без засечек. На сайте easy to read.eu можно потренироваться и сформировать текст в формате «Простыми словами» на 16 европейских языках (русского там нет).

«В формате «Простыми словами» люди с нарушениями интеллекта способны понять информацию и адекватно на нее отреагировать. Коммуникация становится гораздо более эффективной. В устной речи это не требуется: при личном общении всегда есть возможность переформулировать предложение, если я вижу, что собеседник меня не понял», — говорит Куликова.

Формат «Простыми словами» подразумевает обязательную экспертизу людьми с нарушениями развития интеллекта, объясняет эксперт. Выглядит это так: два-три человека читают переработанный текст, им задают вопросы, чтобы понимать, насколько им ясен смысл прочитанного. Если все в порядке, текст выпускают дальше.

В Европе, рассказывает Куликова, этот формат используют повсеместно: в музеях, государственных учреждениях. В США не используют вообще — там у каждого человека есть сопровождающий, который разъясняет, о чем идет речь в тексте.

 

Источник https://www.asi.org.ru/news/2019/12/10/headhunter-shaninka/