«Синяя птица» взмахнула в Казани «инклюзивными крыльями»
Казанский ТЮЗ станет центром по приобщению к искусству детей с ограниченными возможностями здоровья.
В казанском ТЮЗе в минувшую среду прошел спектакль «Синяя птица». Он был инклюзивным, т. е. часть ролей исполняли дети с ограниченными возможностями здоровья. После постановки в театре прошел круглый стол, на котором обсудили практически все аспекты развития в республике инклюзивного искусства. Чтобы идеи не пропали даром, было решено для начала объединить всех заинтересованных одним телеграм-каналом.
От «Чайки…» до «Синей птицы»
В минувшую среду в казанском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Синяя птица» по пьесе Метерлинка. Спектакль, поставленный студией «Создавая театр», — инклюзивный, т. е. вместе со здоровыми детьми в нем играют дети с разными формами инвалидности. Как рассказала главный директор театра Айгуль Горнышева, студия «Создавая театр» появилась при поддержке министерства культуры РТ и гранта АО «РИТЕК». Студию возглавила Дарья Хуртина — педагог-организатор театра. Первым спектаклем этой студии стал «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» в 2018 году, а второй спектакль — «Синяя птица», где из 19 детей 7 — с ограниченными возможностями здоровья.
По Хуртиной, «Синяя птица» является логическим продолжением работы этой лаборатории. «Если благодаря „Чайке по имени Джонатан Ливингстон“ ребята поверили, что их возможности никто не ограничивает, кроме их самих, то здесь позиция немного другая — более глубокая и серьезная. В „Синей птице“ мы будем работать с чувством обиды. Люди, которые находятся вне общественного понятия нормы, испытывают его из-за социальной отверженности. Само понятие „инклюзив“ направлено на решение именно этой проблемы. И данная тема тянется красной нитью через весь спектакль. Все камни одинаковы, все драгоценны, но человек видит только некоторые из них», — говорит Хуртина, которая стала режиссером этого спектакля и автором инсценировки.
Стоит сказать, что инклюзивный спектакль прошел на довольно хорошем профессиональном уровне. «Синяя птица» — достаточно богатое произведение, чтобы приковать к себе внимание не только детей, но и взрослых. И, надо отдать должное его режиссерам, спектакль был поставлен очень хорошо. Прекрасные костюмы, отличное музыкальное сопровождение и искреннее желание детей-актеров как можно нагляднее показать историю маленьких Тильтиля и Митиль, ищущих свою синюю птицу, безусловно, завершились успехом.
С другой стороны, и сам выбор пьесы был неслучаен. По словам Хуртиной, в ней отражены все основополагающие смыслы человеческого пребывания на земле. И даже то, что некоторые актеры из-за болезни двигались или проговаривали слова не так идеально, как это сделали бы профессионалы, — благожелательный зал на эти нюансы смотрел с пониманием.
Выбор пьесы был неслучаен. По словам Хуртиной, в ней отражены все основополагающие смыслы человеческого пребывания на земле
Самой же главной и пронзительной частью спектакля стало его окончание, когда все актеры собрались на сцене, где под несмолкаемые аплодисменты цветами и памятными дипломами был награжден каждый, кто принимал в постановке участие. «Душа света», «Душа хлеба», «Огонь», «Вода»… Когда назывались все роли и имена актеров, в зале стояли нескончаемые аплодисменты. А радость на лицах детей, как и благодарность их родных и близких руководству студии и театра были практически безграничны. Причем дети радовались и тогда, когда награждали их самих, и когда диплом вручался их партнеру по сцене. Собственно говоря, финал спектакля и показал, что же такое инклюзивность. А это, как оказалось, не только вовлеченность особенных детей в мир интересов остальных, но и принятие одних детей другими на таком уровне, когда черты болезни становятся практически незаметными на фоне общей увлеченности одним делом.
Понятно, что сама подготовка к спектаклю, репетиции, были использованы руководством студии «Создавая театр» для более глубокой работы с детьми.
«У каждого человека есть какая-то цель, задача, которую он должен выполнить. Ну и еще говорим о том, что дарить — это и есть счастье»
«Мы с ребятами больше говорим о том, что счастье — осознание того, что ты кому-то нужен, понимание того, чем ты можешь помочь. И этим ты и счастлив. Наверное, об этом мы говорим. И еще о том, что люди приходят на Землю не просто так. У каждого человека есть какая-то цель, задача, которую он должен выполнить. Ну и еще говорим о том, что дарить — это и есть счастье», — пояснила Хуртина.
Но на этом тема инклюзивности в тот день в ТЮЗе не закончилась. После окончания спектакля главный директор ТЮЗа Айгуль Горнышева пригласила на круглый стол «Инклюзивное искусство в Татарстане» людей, так или иначе связанных с данной темой.
Горнышева начала с того, что представила гостям собравшихся. Забегая вперед, скажем, что самое активное участие в обсуждении этой темы приняли депутат Госсовета РТ Людмила Рыбакова, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования, заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики ИЭУП, доктор педагогических наук, профессор Дания Ахметова, известный автор-исполнитель и руководитель ансамбля незрячих музыкантов «НеЗаМи» Дмитрий Бикчентаев, представители инклюзивной студии «Э-моция» Неля Суркина и Инесса Клюкина, заведующая организационно-методическим отделом республиканской библиотеки для слепых Гелюся Закирова, руководитель дирекции по поддержке кинопроектов и организации фестивалей «Время кино» Альбина Нафигова, заместитель председателя Общественной палаты РТ Анастасия Исаева. Ну и, разумеется, режиссеры прошедшего спектакля Хуртина и режиссер-хореограф Евгений Скрипачев. Уже сам по себе этот обширный список, в который вошли далеко не все, принимавшие участие во встрече, говорит о том, насколько тема инклюзивности востребована в наше время.
После окончания спектакля главный директор ТЮЗа Айгуль Горнышева пригласила на круглый стол «Инклюзивное искусство в Татарстане» людей, так или иначе связанных с этой темой
«Как только ты идешь этим детям навстречу, границы стираются и исчезают»
Депутат Рыбакова свое выступление начала с обсуждения программы «Доступная среда». По ее словам, люди, работающие с особенными детьми, дают им шанс. «Я хочу сказать слова благодарности всем, кто связан с детьми. Тем, кто не побоялся, не постеснялся и сделал первые шаги. Я хочу поблагодарить родителей, которые вкладываются в своих детей в режиме „7/24“. Низкий вам поклон», — сказала депутат. Она напомнила, что 27 марта — День работников театра и ей хотелось бы, чтобы этот день в театр пришли все дети, все волонтеры. «Но хочется, чтобы это было не в рамках календарей, а чтобы стало постоянной, системной работой», — отметила Рыбакова.
Пришло время и Хуртиной. По словам молодого режиссера, когда она вошла в этот проект, то слово «инклюзия» услышала в первый раз и ей было очень страшно. «Но, работая с детьми, очень скоро понимаешь, что нет никаких ограничений, границ. Все они надуманные. Как только ты идешь этим детям навстречу, границы стираются и исчезают», — подчеркнула Хуртина. Только после этого, по ее словам, страх потихоньку начал отступать. «Вот уже 3,5 года работаем, и я никогда не думала, что мы вырастем до такого большого спектакля с таким количеством костюмов и декораций… Когда начинаешь работать, то в первую очередь думаешь о какой-то реабилитации, о социализации детей и на этом делаешь акцент. Но дальше хочется большего — чтобы коллектив не оценивали как инклюзивный, чтобы его рассматривали как творческую единицу. Просто как коллектив, который делает спектакль и показывает это на сцене театра. И к подобному надо стремиться», — сказала выступавшая.
По ее словам, они и выбрали «Синюю птицу» Метерлинка потому, что это некий «Эверест» в театральном мире, а коллективу очень хочется развития. И ее саму работа в инклюзивном театре развивает как личность: и как режиссера, и как педагога.
Айгуль Горнышева: «И это должна быть адаптивная площадка, доступная среда. Детям должно быть безопасно, комфортно и удобно»
Горнышева поддержала Хуртину, сказав, что театр начинается с людей. И поэтому предложила провести в Казани фестиваль инклюзивных практик в Республике Татарстан. «И это должна быть адаптивная площадка, доступная среда. Детям должно быть безопасно, комфортно и удобно», — подчеркнула директор ТЮЗа.
Она же обозначила и проблему. «А на какие средства это делать? Какие программы для подобного есть?» — задалась она вопросом и сама же себе и ответила: «У нас есть праздник „Благотворитель года“. Но это только верхушка айсберга. На самом деле очень много отзывчивых людей», — рассуждала директор.
Дошло время и до Ахметовой. По словам профессора, она с 2010 года занимается инклюзией. Она особо отметила, что только толерантность по отношению к инвалидам для инклюзии не подходит. «Нужно, чтобы эти люди чувствовали себя, как все», — отметила профессор и пригласила всех присутствующих к себе на кафедру для налаживания плодотворного сотрудничества. Похвалив детей-актеров, участвовавших в прошедшем спектакле, она предложила свою помощь в работе с такими детьми, вплоть до постановки произношения.
«Сегодня от жестокого отношения к человеку, от эгоизма нужно поворачиваться в сторону таких людей», — заметила Ахметова. И тут же предложила для спектакля еще одну категорию зрителей — студентов, в том числе и тех, кто обучается в ее вузе на соответствующих специальностях. С другой стороны, и сами участники подобных инклюзивных спектаклей могут стать студентами ИУЭП — квота на бесплатное обучение для них существует.
В разговоре всплыла и тема продажи «культурного продукта». Своим опытом в инклюзивной студии поделились и представители студии «Э-моция» Суркина и Клюкина. Они рассказали, что их проект делается исключительно на добровольных началах и они хотят делать это бесплатно. «Мы просто хотим заниматься творчеством. А чтобы что-то продавать, надо сформировать спрос на продукт», — считают девушки.
По мнению Дмитрия Бикчентаева, такой творческий продукт должен продаваться. По его словам, выступая со своим коллективом «НеЗаМи»,
он всегда на этом настаивает
«Мы должны продавать! Мы должны зарабатывать!»
А вот по мнению Бикчентаева, такой творческий продукт должен продаваться. По его словам, выступая со своим коллективом «НеЗаМи», он всегда на этом настаивает. Отметив, что студия социализирует детей через музыку, Бикчентаев весьма твердо высказался против бесплатной работы своих подопечных. Да, музыкантам такие концерты доставляют удовольствие, но ведь остаются и расходы на перевозку, на услуги грузчиков, и родители не обязаны все это оплачивать… «Человек, который получил знания и достиг каких-то успехов, должен за эти знания, за свою работу получать деньги. Концерты, которые нам предлагают, я стараюсь делать платными», — говорит музыкант и композитор.
И его потом еще не раз поддержала директор ТЮЗа Горнышева. «Мы должны продавать! Мы должны зарабатывать! Мы же понимаем, что какие-то расходы нам необходимо покрыть», — объясняла она.
Речь зашла о доступности объектов, и здесь опять взяла слово Рыбакова. «Если уж мы говорим о доступности объектов, то у нас все бюджетные учреждения должны иметь ставку для работы с такими людьми. Вот вы говорите, что обучаете незрячих детей игре на гитаре. А почему бы в той же музыкальной школе не сделать ставку для педагога, чтобы он там обучал незрячих детей?» — задала она риторический вопрос.
Вскоре разговор ожидаемо вырулил на координацию усилий по инклюзивной работе, и Бикчентаев предложил создать научный координационный совет по этому направлению. А представители недавно переехавшей в здание бывшего НКЦ Национальной библиотеки предложили для инклюзивных коллективов свои площади и даже отметили, что у них есть специальные подъемники для находящихся в колясках детей.
После выступления представительницы Тинчуринского театра Зульфии Башаровой оказалось, что инклюзивная студия существует у них уже второй год. Более того, несколько человек из этой студии приняли участие и в постановке тюзовской «Синей птицы»!
А вот Нафигова из «Время кино», по сути, предостерегла организаторов инклюзивных спектаклей от массовости.
«Мы беспокоимся о качестве аудитории, а не о количестве. Это не тот путь. Грамотный зритель приводит такого же грамотного, мотивированного зрителя. И это все приращивается постепенно», — поделилась она своим мнением. С ее точки зрения, пока гранты позволяют работать в инклюзивном направлении бесплатно. А сейчас, рассуждала Нафигова, гораздо важнее организация какой-то творческой платформы по инклюзиву.
И такую платформу тут же предложила организовать в Общественной палате РТ Исаева. По ее словам, палата может помочь соискателям грантами, а также рекомендательными письмами для их получения.
Под конец встречи еще одну тему для воплощения инклюзивности подкинула Закирова. Она напомнила, что незрячим людям тоже важно приобщение к искусству, и предложила свои услуги в качестве тифлокомментатора (переводчика для слепых). «Нам нужно объединяться, работать вместе и помогать друг другу», — закончила она свое выступление.
Путь для объединения для начала был положен в общем телеграм-канале, который пообещала открыть для всех интересующихся инклюзивным искусством директор ТЮЗа. А уж насколько помогут современные интернет-технологии продвижению этого искусства в республике — покажет время.