Доверяй, но проверяй. Когда значкам на товаре не стоит верить слепо?
Обращали внимание, что на товарах из разных категорий ставятся значки, у каждого из которых свое значение? Часть из них ставится для того, чтобы обозначить, что продукт экологически безопасен. То есть он не принесет вреда ни здоровью людей, ни окружающей среде. Казалось бы наличие такого значка на продукте - огромный плюс. Значит, продукт экологичный и пользоваться им можно без страха за свое здоровье. Вот только некоторые компании считают нормальным ставить на свою продукцию значки сертификации, которую они не прошли. И тем самым обманывать покупателей. Этому безоразию даже дали название - гринвошинг.
Ко мне регулярно обращаются распространители продукции HOTTOI с просьбой прорекламировать что-нибудь — от волшебных салфеток, отмывающих всё подряд, до каких-то пластин. Я так же регулярно отказываю. В последнее время количество таких запросов увеличилось, поэтому я решила объяснить, почему не сотрудничаю с сетевой компанией HOTTOI и никогда не буду. Это, конечно, не расследование, но кое-что незаконное я всё-таки обнаружила.
Есть несколько причин, почему я считаю HOTTOI гринвошингом. Если помните определение гринвошинга, так называют поведение компаний, которые объявляют свой продукт экологичным без оснований. Так вот, до сих пор представители HOTTOI не смогли предоставить мне ни одного экологического сертификата, выданного независимым сертифицирующим органом. Вместо них присылали сертификаты соответствия, которые не имеют никакого отношения к экологичности. Это принципиально разные вещи.
Впрочем, в этом нет ничего необычного. Такое случается сплошь и рядом, поскольку в России никто не контролирует использование приставки эко-. Достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы в этом убедиться. И я бы могла просто пройти мимо, если бы случайно не обнаружила экомаркировку «Голубой ангел» на тех самых волшебных салфетках — из синтетических материалов, по цене чугунного моста.
«Голубой ангел» — экологическая маркировка первого типа, которая была создана аж в 1978 году в Германии. Стандарты «Голубого ангела» оценивают продукты по жизненному циклу.
Прислушавшись к своей интуиции, я решила проверить правомерность использования маркировки. Поскольку «Голубой ангел» входит во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN), как и наш «Листок жизни», я очень быстро получила подтверждение, что компания HOTTOI не сертифицирована по стандарту «Голубого ангела», а значит HOTTOI использует маркировку незаконно.
Как же покупать товары?
Конечно, можно прекратить покупать косметику, продукты и прочие товары в магазинах и полностью перейти на собственную продукцию. Но вряд ли вы будете делать все самостоятельно. Поэтому продолжайте делать покупки в магазинах, только не забывайте проверять подлинность знаков, размещенных на упаковке. Сделать это можно несколькими способами:
- зайти на сайт организации, значок которой вы видите на упаковке и поискать в списке сертифицированных компаний ту, продукцию которой вы хотите купить. Если ее там нет, порощайтесь с компанией и ее товарами и найдите что-то более безопасное для природы и себя;
- написать производителю и попросить его предоставить документы, подтверждающие факт прохождения сертификации. Если производитель вас проигнорирует или пришлет сертификаты, но не те, что подтверждают его экологичность, вы знаете, что делать.