Социально-правовые основы современной реабилитации и повышения родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей

Детство - это уникальный период в жизни ребёнка, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Роль семьи в формировании личности является исходной определяющей. Для того, чтобы родители могли грамотно взаимодействовать со своим ребёнком, необходимоповышать их родительскую компетентность. Компетентный родитель – это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растёт его ребёнок и делать все для того, чтобы менять её в лучшую сторону. Это человек, который знает, что, если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребёнка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться. Родительская компетентность является очень важной частью самореализации.

Термин «реабилитация» (происходит от латинского: «habilitatis» – пригодность, способность; префикс «re» – обратное или повторное действие) означает восстановление пригодности, способности. Он употребляется во всех сферах деятельности человека – политической, юридической, умственной, спортивной и др. В медицине реабилитация определяется как процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных и инвалидов.

Комитет экспертов по реабилитации ВОЗ (1963) отметил, что реабилитация – это процесс, целью которого является предотвращение инвалидности при лечении заболеваний и помощь больному в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.

Реабилитация в медицине – это система государственных, социально–экономических, психологических, медицинских, профессиональных, педагогических мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека, его трудоспособности и социального статуса, которая базируется на биологических, социально–экономических, психологических, морально–этических и научно–медицинских основах.

Задачи реабилитации:

  • функциональное восстановление (полное или формирование компенсации при отсутствии возможности восстановления);
  • возвращение к повседневной (бытовой) жизни;
  • привлечение к трудовому процессу.

Основная цель реабилитации – возвращение максимального количества людей с ограниченными возможностями здоровья и  инвалидов в общество, как необходимого условия здоровой и полноценной жизни.

Основные направления реабилитации. Реабилитация основывается на использовании биологических и социальных механизмов адаптации и компенсации.Она условно разделена на три взаимосвязанных аспекта:

  • медицинская (физическая, психологическая);
  • социальная (бытовая);
  • профессиональная (производственная) реабилитация.

При проведении реабилитации необходимо соблюдать определённые принципы:

  • раннее начало проведения реабилитационных мероприятий;
  • комплексность применения всех доступных и необходимых средств;
  • индивидуализация программы реабилитации;
  • этапность реабилитации;
  • непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации;
  • социальная направленность средств реабилитации;
  • использование методов контроля адекватности нагрузки и эффективности лечения;
  • возвращение к активной работе;
  • продолжение лечения после возвращения к общественно полезному труду;
  • необходимость реабилитации в коллективе, вместе с другими больными.

Медицинская реабилитация – основной вид реабилитационного процесса больного. Ведущими методами медицинской реабилитации является восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с последующим (при необходимости) протезированием.Восстановительная терапия проводится, с помощью медикаментозного лечения, физической активации (ЛФК, массаж, физиотерапия, трудотерапия), психологических методов (групповая и индивидуальная психотерапия).

Задачи медицинской реабилитации:

  • предупреждение осложнений и рецидивов;
  • восстановление или частичная компенсация утраченных функций;
  • подготовка к бытовым и производственным нагрузкам;
  • предупреждение или замедление дальнейшего развития патологического процесса, который может привести к временной или стойкой утрате трудоспособности, т.е. проведение вторичной профилактики;
  • профилактика развития стойкой утраты трудоспособности (инвалидности).

Физическая реабилитация – составная медицинской реабилитации, включающая комплекс мероприятий, направленных на восстановление физической работоспособности больных с временной и стойкой утратой трудоспособности. Роль средств физической реабилитации повышается в процессе перехода больного от первого к последующим периодам лечения. Наиболее распространёнными методами физической реабилитации являются: лечебная физкультура, лечебный массаж, занятия на тренажёрах, использование ортопедических приспособлений, аутотренинг, трудотерапия.

Задачи физической реабилитации:

  • мобилизация резервных сил организма;
  • активизация защитных и приспособительных механизмов;
  • предупреждение осложнений и рецидивов заболевания;
  • ускорение восстановления функции различных органов и систем;
  • сокращение сроков клинического и функционального восстановления;
  • закаливание организма;
  • восстановление физической работоспособности.

Психологическая реабилитация предусматривает проведение реабилитационных мероприятий, направленных на коррекцию психологического состояния больного, формирование его отношения к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, ориентации относительно возвращения к активной жизнедеятельности на уровне, адекватном его способностям и возможностям.При этом особенно важным является период после выписки из стационара – процесс адаптации к изменённому положению в семье, обществе, сфере профессиональной деятельности. Чаще всего используют групповую и индивидуальную психотерапию, аутогенную тренировку.

В психологической реабилитации важное место занимает педагогический аспект реабилитации – процесс получения образования, профессионального переобучения, а также занятия по программам так называемых школ для больных и их родственников, направленных на то, чтобы изложить суть заболевания, факторов риска, сделать больных и их родственников сознательными и активными участниками процесса реабилитации.

Социальная реабилитация рассматривает больного в единстве с природой и социальной средой. Здоровье или болезнь человека зависят не только от биологических изменений в организме, но и от изменений общественных условий. Болезнь изменяет обычный образ жизни человека, что приводит к временной или постоянной утрате работоспособности, усложнению взаимоотношений, материального положения, нарушению процесса культурного и духовного общения.

Социальная реабилитация. Задачи:

  • возвращение человека к общественно полезному труду;
  • правовая защита;
  • материальная защита;
  • восстановление социального статуса личности путём организации активного образа жизни, восстановление ослабленных или утраченных социальных связей, создание морально-психологического комфорта в семье, на работе, обеспечение культурных потребностей человека, отдыха, занятий спортом;
  • при необходимости – развитие навыков обслуживания (совместная работа педагога, специалиста по труду, психолога), подготовка больного к пользованию стандартными или специально сделанными устройствами, облегчающими самообслуживание;
  • решение материальных вопросов (жилье, транспорт, телефонная связь);
  • переобучение, трудоустройство больных в специализированных учреждениях, при необходимости – дома;
  • предоставление различных видов социальной помощи (протезирование, обеспечение средствами перемещения, рабочими приспособлениями, организация санаторно-курортного лечения и т.д.);
  • юридическая защита больного.

Указанные задачи решаются медицинскими учреждениями совместно с органами социального обеспечения.

Профессиональная реабилитация.

Восстановление нормальных отношений больного с обществом, прежде всего, связано с восстановлением его работоспособности. Основным методом профессиональной реабилитации является трудотерапия – активный метод восстановления утраченных функций.Профессиональная (трудовая) реабилитация предусматривает профессиональную подготовку человека, перенёсшего заболевание, к трудовой деятельности и его трудоустройство. Восстановление работоспособности может иметь следующие направления: возвращение к прежней работе (адаптация); переквалификация на том же предприятии (адаптация), обучение новой профессии при стойкой потере трудоспособности (переквалификация). Реализация задач зависит от характера и течения болезни, функционального состояния больного, его физической работоспособности, профессии, квалификации, стажа работы, должности, условий труда, желания работать.

В реабилитационном процессе участвуют педагоги, специалисты по трудотерапии, психологи, социологи, юристы. Их деятельность должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать больного процессом и результатами труда, отвлечь его от мыслей о заболевании, сохранить остаточную функцию органов и систем, повысить работоспособность для дальнейшей жизни.

 

Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий применяется (при отсутствии противопоказаний) с целью ускорения выздоровления больного, для профилактики развития дегенеративных процессов и возникновения осложнений, обусловленных длительным пребыванием больного на постельном режиме. Вместе с тем, реабилитационные мероприятия не рекомендуется применять при тяжёлом состоянии больного, высокой температуре, выраженной интоксикации, сердечно-сосудистой и лёгочной недостаточности больного, резком угнетении адаптационных и компенсаторных механизмов.Комплексность применения всех доступных методов предусматривает применение максимального количества показанных больному реабилитационных средств, в их разумном сочетании. Назначенные средства реабилитации должны быть доступны больному материально, и не иметь противопоказаний с учётом состояния здоровья. 

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида – это разработанный на основе нормативно правовых актов медико-социальной экспертизой документ, включающий в себя комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. В их числе - отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые человеку с инвалидностью для ведения полноценной независимой жизни.

Форма ИПР, утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н с изменениями и дополнениями от 3 июня 2013 г.

Карта ИПР включает следующие разделы:

  • медицинская реабилитация;
  • социальная реабилитация;
  • профессиональная реабилитация;
  • технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
  • в ИПР для детей с инвалидностью вместо раздела «Профессиональная реабилитация» есть раздел «Психолого-педагогическая реабилитация».

В каждом разделе прописываются необходимые мероприятия, услуги, необходимые человеку с инвалидностью для реабилитации, а также технические средства реабилитации. Напротив каждой записи место для внесения сведений об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения программы (либо причинах невыполнения программы).В конце карты ИПР есть место для отметок о результатах реабилитации в целом и место для подписи самого человека с инвалидностью.

Реабилитация детей-инвалидов в России - одна из наиболее важных задач современной системы социальной защиты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что  3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками. По данным ООН в мире насчитывается примерно 200 миллионов детей с ограниченными возможностями, в России - около 600 тыс. детей. В последнее время в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов, за последнее десятилетие эти показатели увеличились почти в два раза.

В  жизни семьи ребёнка-инвалида выделяют определённые периоды, которые важно учитывать при построении реабилитационных программ и разработке ИПР:

1) рождение ребёнка - получение информации о наличии у ребёнка патологии;

2) школьный возраст - принятие решения о форме обучения ребёнка, организация его учёбы и внешкольной деятельности;

3) подростковый возраст - привыкание к хронической природе заболевания ребёнка, изоляцией ребёнка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребёнка;

4) период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребёнка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи - инвалида;

5) постродительский период - перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребёнок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребёнка.

Реализацию индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения системы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения и др. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.Установлено, что детям удаётся достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнёрами и вместе решают поставленные задачи.