Формирование детско-родительских отношений
Уровень психического развития ребёнка в первые годы жизни качественно взаимосвязан с поведением матери: как она общается с ребёнком, какие действия предпринимает для его реабилитации. Детско-родительские отношения являются базой для развития ребёнка. Взрослым важно владеть навыками эффективного взаимодействия с ребёнком в различных ситуациях.
Воспитание - процесс сложный и многогранный. Кроме целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребёнка влияет атмосфера семьи, семейные условия и ценности. Любые деформации в семье оказывают неблагоприятные воздействии на развитие личности ребёнка. Характер и степень влияния на ребёнка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личностью самого родителя как субъекта взаимодействия.
Различают два вида деформации семьи: структурную и психологическую.
Структурная деформация семьи — это нарушение целостности семьи, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.
Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают серьёзное влияние на формирование личности ребёнка. Статистические и научные данные наблюдений и практического опыта работы позволили выделить типичные, неправильно сложившиеся стили семейного воспитания, приводящие к нежелательным результатам воспитания.
Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». В подобных случаях трудно изменить самоуспокоенность таких родителей, обратить их внимание на проблемные моменты поведения ребёнка. Определённая часть родителей строит свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей особенно склонны к серьёзным дефектам морального сознания: они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребёнка. Они рассказывает на «каждом углу» о проступках ребёнка, часто преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын (дочь) растёт «не поймёшь кем и какими». Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым и родителям.
Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят и не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребёнка, круг его интересов, занятий, общения.
Жёстко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребёнка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный приём - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.
Увещевательный стиль. В противоположность жёстко-авторитарному стилю. В этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову», возникают ситуации из известной басни Крылова «Васька слушает, да ест».
Отстранённо-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители занимаются своей личной жизнью или бесконечной работой. У них нет ни времени, ни душевных сил для своих детей. Равнодушны, как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними.
Воспитание по типу «кумир семьи» часто возникает по отношению к «поздним» или единственным детям. В таких случаях на ребёнка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются. Формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твёрдая, последовательная линия поведения родителей.
Самая главная задача каждого родителя – подготовка ребёнка к взрослой жизни. Если ребёнок чувствует любовь, заботу и внимание родителей – это формирует в его сознании эмоциональную стабильность, принципы сотрудничества и ответственности. Но, как бы того ни хотелось ни детям, ни родителям, полной гармонии в детско-родительских отношениях добиться очень сложно. Родители не всегда умеют становиться на место ребёнка, забывая о том, что когда-то сами были такими, а детям, в свою очередь, сложно принять непонятный мир взрослых. При воспитании детей родителям не стоит забывать, что их чада – это «маленькие» взрослые, личности, со своими наклонностями и уникальными особенностями, которые, тем не менее, являются отражением их собственных черт. Основные стереотипы поведения у ребёнка закладываются в возрасте до 7 лет. Это тот возраст, до которого формируется основной стиль поведения ребёнка, его привычки и комплексы. Дети наследуют наши, и только наши, склонности и предрасположенности. И если вам что-то не нравится в собственном ребёнке – истребите это сначала в себе, а он изменится, увидев исчезновение этого поведения у вас. Дети — они подражатели – до определённого возраста основным источником правильности и идеала для них являются только родители. Необходимо найти баланс между строгостью и вниманием, опекой и заботой, любовью и обожанием, вашим «я» и личностью ребёнка. Ваш ребёнок – это продолжение вас, и то, каким он станет – это только наша заслуга.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребёнка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка на каждой из ступеней развития и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.
Важное значение для становления и развития личности ребёнка имеет семейная история, образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.
Семейная история воплощена в семейной родословной, семейной автобиографии, семейных реликвиях, фотографиях, семейном имени.
Семейные реликвии – это предметы, длительное время сохраняющиеся в семье и передаваемые по наследству, почитаемые семьёй и несущие на себе символическое отражение истории семьи и рода. Круг реликвий достаточно широк.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Маленький ребёнок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают своё ко всему этому отношение.
Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют её. Жёсткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.