«Право на образование (дошкольное, школьное), интеграция и инклюзия»
Тема: «Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (Министерства образования);
- региональные (правительственные и ведомственные).
Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:
- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);
- обеспечения предоставления детям качественной психологической и
коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;
- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов,
необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере
образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду
комплектование её квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребёнка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» –Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013).
«Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082.
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» – Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 (ред. от 15.05.2014).
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
«О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно-отсталых детей, на образование» – Письмо Минобрнауки РФ № ВФ-577/06, Минздравсоцразвития РФ № 2608-ВС от 04.04.2007 от 04.04.2007.
«Об образовании в Российской Федерации» – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ - (ред. от 04.06.2014).
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» – Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014.
«Методические рекомендации по организации и проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья" - Приложение к Письму Рособрнадзора от 05.03.2010 N 02-52-3/10-ин.
«Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием" - Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 518.
Тема: «Барьеры образования».
Социальный подход к пониманию инвалидности, который утверждает:
• причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом;
• причина инвалидности – это существующие в обществе физические («архитектурные») и организационные («отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплён в Конвенции о правах инвалидов (2006).
При социальной модели понимания инвалидности ребёнок с инвалидностью или с другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребёнка создаёт общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.
Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.
Различные подходы в образовании: медицинский (ребёнок как проблема) и социальный (система образования как проблема).
Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий (барьеров) в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения ученика – физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.). Перед школой со стандартным нормативным финансированием стоит финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки.
Но ещё более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, – барьеры социальных отношений. Иначе их называют «отношенческими» или социальными барьерами.
Социальные барьеры не имеют внешнего, «архитектурного» выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в школе, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства.
Примерами таких барьеров могут быть существующие профессиональные установки учителей общего и специального образования, негибкая система оценивания достижений учащихся, недостаточность существующей нормативно-правовой базы и т.д. Школы способны преодолеть многие барьеры самостоятельно, если будет достигнуто понимание того, что недостаток материальных ресурсов не является основным и единственным барьером на пути развития образовательной инклюзии.
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо:
• не только изменить физическую среду школы, города/села и транспорта для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности;
• не только увеличить финансирование для обеспечения специальной поддержки ученику с особыми образовательными потребностями;
• но и, в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных и специальных школ.
Тема: «Инклюзия в образовании».
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Принципы инклюзию в образовании.
Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии. Этапы истории обучения детей с особенностями развития.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия даёт право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребёнка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Сопоставив эти различные модели организации школьного обучения, можно сделать вывод о том, что при интеграционном подходе ребёнок с особыми образовательными потребностями адаптируется к системе образования, которая при этом остаётся неизменной, а при инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся.
Интеграционный подход, который имеет свою длительную историю развития в России, Европе, Северной Америке, ряде других стран, достигается методом перенесения элементов специального образования в систему общего образования. К сожалению, при таком подходе только незначительная группа детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в среду общего образования. Основным ограничением интеграции стало то, что при этом не происходит изменений в организации системы общего образования, т.е. в программах, методиках, стратегиях обучения. Отсутствие таких организационных изменений при интеграции явилось основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду. Переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина – «инклюзия».
Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах, происходят из-за существующей организации и практики учебного процесса, а также из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей" - Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07.
Программа «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы».
Цель программы: обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов Новосибирской области на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации.
Задачи Программы:
1. Обеспечение вариативных условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, непосредственно по месту их проживания, с развитием моделей инклюзивного и дистанционного обучения.
2. Развитие системы психолого-педагогической, медико-социальной, информационной и научно-методической поддержки общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
О реализации задач в рамках программы «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов Новосибирской области на 2013-2015 годы».