«Право на получение профессии и трудоустройство. Доступная среда.»
Тема: «Гарантии инвалидам в сфере профессионального образования».
Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Гарантии инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов. Обеспечение. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования. Особенности приёма инвалидов в вузы. Особенности проведения вступительных испытаний в вузы. Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов. Право инвалидов на получение стипендии повышенного размера. Формы профессионального обучения безработных инвалидов.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. №1032-1.
«О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми даёт инвалидам наибольшую возможность быть конкурентносмособными на региональных рынках труда» – Постановление Минтруда и Соцразвития от 03.10 2002 г. № 67.
«Об условиях приёма и обучении инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования" - Письмо от 25.03.1999 г. № 27/502-6.
«Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием" - Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 518.
Тема: «Содействие трудоустройству инвалидов».
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К этой категории в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» относятся инвалиды.
Предоставление государственных услуг в сфере занятости:
1. Поиск подходящих вариантов трудоустройства.
2. Временное трудоустройство.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
4. Социальная адаптация.
5. Содействие самозанятости безработных инвалидов.
О квотировании рабочих для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Условия труда инвалидов.
Программа дополнительных мер, направленных на оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места в Новосибирской области в 2014 - 2015 годах.
Постановление Правительства Новосибирской области от 18 февраля 2014 г. N 48-п «О Программе дополнительных мер, направленных на оказание содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места в Новосибирской области в 2014 - 2015 годах.
Государственная программа Новосибирской области «Содействие занятости населения в 2014-2020 годах». Утверждена постановлением Правительства Новосибирской области №177-п от 23.04.2013 г.
Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Новосибирской области на 2014-2016 годы». Утверждена приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области №580 от 16.09.2011 г.; внесены изменения приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области №803 от 17.09.2012.
Ведомственная целевая программа «Совершенствование профориентационной работы с молодёжью и вовлечение её в трудовую деятельность Новосибирской области в 2014-2016 годах».
Утверждена приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области №579 от 16.09.2011 г.; внесены изменения приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов № 666 от 30.12.2013.
Ведомственная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в Новосибирской области на 2012-2014 годы».
Тема: «Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации».
В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы.
Актуальными для России являются положения Конвенции о защите прав инвалидов о необходимости принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры, с тем чтобы: а) повышать осведомлённость в обществе в целом об инвалидах и укреплять уважение их прав и достоинства; б) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и пагубной практикой в отношении инвалидов, в том числе по признаку пола и возраста, во всех случаях жизни; в) расширять понимание потенциала и вклада инвалидов. Разработка и реализация таких мер (просветительских кампаний, обучающих программ и т.д.) должны содействовать преодолению явлений социал-дарвинизма в обществе, усилившихся в условиях рыночной экономики.
Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий федеральных органов власти в сфере занятости на региональный уровень. В субъектах Российской Федерации только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчётной стоимости рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Механизм сотрудничества региональной власти и работодателей в сфере занятости инвалидов находится в стадии становления. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнёрства.
Доступная среда.
Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Конвенцией определено, что государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные, меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации всех прав человека, без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
В связи с ратификацией Конвенции, Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов».
Во исполнение Поручения Председателя Правительства Российской Федерации введены нормы о принятии надлежащих мер для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
С учётом необходимости приведения региональной нормативной правовой базы в соответствие с новыми положениями федерального законодательства министерством социального развития Новосибирской области подготовлены:
- проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области»;
- план мероприятий («дорожная карта») Новосибирской области по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на 2016-2020 годы.