Фандрайзинг для развития. Основные понятия фандрайзинга.

Тема: «Основные понятия фандрайзинга».

Фандрайзинг – деятельность некоммерческой организации, базирующаяся на её уникальной миссии и стратегии, использующая эффективные и продуктивные способы получения ею ресурсов, необходимых для реализации её программ и достижения стоящих перед ней целей, обеспечивающая желаемую удовлетворённость дарителю (источнику ресурсов) и имеющая конечным результатом укрепление благополучия общества в целом.

Фандрайзинг (fundraising) – деятельность по привлечению ресурсов (преимущественно на некоммерческие проекты, программы, цели).

Грант (grant) – целевые средства, безвозмездно предоставляемые отдельному лицу или организации для финансирования какой-либо определённой деятельности или конкретного проекта. В отличие от займа, грант не нужно возвращать.

Грантодатель (grantmaker) – частное лицо или организация, предоставляющая гранты.

Донор (donor) – частное лицо, организация или учреждение, безвозмездно предоставляющее средства некоммерческой организации.

Грантополучатель, реципиент (grantee) – частное лицо или организация – получатель гранта средств.

Заявка (application) – письменная просьба (обычно оформленная по определённым правилам) о выделении финансирования на какую-то определённую деятельность, программу, под конкретный проект.

Заявитель (applicant) – частное лицо или организация, подающая заявку на грант.

Цели фандрайзинга

  • Сбор средств.
  • Приобретение новых партнёров и друзей.
  • Возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях.

Таким образом, в целях фандрайзинга можно выделить несколько планов:

1)     Получение необходимых ресурсов и удовлетворение дарителя.

2)     Достижение целей организации и реализация её программ.

3)     Укрепление благополучия общества в целом.

            Кроме того, необходимо уяснить, что фандрайзинг не должен вступать в противоречие с миссией организации и с её базовыми стратегиями. Процесс привлечения ресурсов не должен приводить к потере идентичности (лица) организации, размыванию её целей, отступлению от генеральной линии её развития.

            Учитывая необходимость использования эффективных и продуктивных методов, фандрайзинг предполагает определённую стратегию, тактику, методологию. Деятельность по фандрайзингу является продолжением стратегии и тактики  организации  по  планированию и управлению.  Эффективная работа по созданию положительного имиджа организации и  обеспечению её широкой известности, безусловно, будет содействовать более эффективному сбору пожертвований.

Стадии фандрайзинга

Проект – это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определённые сроки.

 

Логика разработки проекта

 

Тема: «Виды и источники ресурсов для деятельности НГО».

Чтобы выжить, организации, составляющие третий сектор, должны сфокусироваться на создании условий, обеспечивающих устойчивость сектора:

  1. национальное окружение, поддерживающее НГО;
  2. законодательство, благоприятное для создания и работы НГО, для эффективного привлечения и использования ими ресурсов из различных источников и в различной форме;
  3. наличие коалиций и сетей НГО;
  4. наличие стандартов и этического кодекса  НГО;
  5. эффективный фандрайзинг (привлечение ресурсов) - из многих, в первую очередь местных, источников.

Для любой организации, чтобы решать стоящие перед ней задачи, важно быть финансово состоятельной. Это значит:

  1. Быть способной оплатить текущие расходы из текущих доходов.
  2. Быть способной оплатить будущие расходы из будущих доходов.
  3. Быть способной оплачивать приобретение (обновление) основных средств (оборудования, помещение...)
  4. Быть способной покрыть непредвиденные расходы

Для этого необходимо обеспечить постоянное поступление необходимого количества ресурсов. Но стоит отметить, что НГО может оставаться состоятельной, даже если она будет получать необходимые ресурсы в неденежной форме!

 

ВИДЫ РЕСУРСОВ

ДЕНЬГИ

А) Внутренние ресурсы: экономия, совместные расходы (с другими организациями, программами внутри одной НГО).

Б) Членские взносы.

В) Заработанные средства: плата за услуги НГО (деятельность, связанная с уставными целями), выполнение государственного (муниципального) социального заказа, доходы от инвестиций и прочие внереализационные доходы, доходы от собственной деятельности, не связанной с уставными целями)

Г) Сбор частных пожертвований.

Д) Гранты.

Е) Специальные мероприятия (марафоны, аукционы и т.д.).

Ж) Запланированные пожертвования (наследство...)

З) Инвестиции и кредиты.

И) Пожертвования капиталов, приносящих доход.

ТОВАРЫ

А) Подержанные/ неликвиды/остатки.

Б) Новые товары/продукция: со скидкой, бесплатно, бартер (за рекламу/демонстрацию этих товаров, другие услуги).

В) Заёмные.

Г) Совместно с другими НГО приобретённые / используемые.

ЛЮДИ

А) Правление, совет.

Б) Члены организации.

В) Добровольцы.

Г) Привлечённые работники.

Д) Штатные работники.

Е)Консультанты, направленные органами власти, представительскими структурами.

УСЛУГИ

А) Бесплатные и льготные

Б) СОВМЕСТНАЯ (С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ) ОПЛАТА УСЛУГ

В) БАРТЕРНЫЕ УСЛУГИ

ИНФОРМАЦИЯ

 

СВЯЗИ, ВЛИЯНИЕ

 

ПОМЕЩЕНИЯ

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

Об источниках поступления ресурсов в НГО:

  • НГО в большинстве стран не платят налогов на прибыль, полученную от осуществления внереализационных операций, а также предпринимательской деятельности, связанной с уставными целями организации (например, если НГО занимается оказанием помощи пожилым, то оплата такой помощи теми, кто в состоянии заплатить, не будет облагаться налогом; но если организация будет оказывать торгово-посреднические услуги бизнесменам, то эта деятельность будет обложена налогом на прибыль как несвязанная с уставными целями НГО);
  • значительная часть бюджета этих стран используется на решение различных социальных проблем – причём средства эти осваиваются некоммерческими организациями, главным образом, на конкурсной основе (на контрактной основе финансируются организации, подтвердившие свою способность реализовать социальные программы, на которые выделяются бюджетные средства). При этом многие НГО, реализующие чисто социальные программы (например, хоспис, патронажная помощь пожилым людям на дому), финансируются из бюджета едва ли не на 100%;
  • частные пожертвования в этих странах легко осуществляются не только потому, что уровень жизни выше, а и потому, что такие пожертвования имеют значительные льготы, воспользоваться которыми нетрудно, а также потому, что поддержка НГО является традиционной;
  • пожертвования фирм имеют льготы, механизм которых аналогичен российскому, однако имеется несколько отличий (1 - без уплаты налогов может быть направлено на благотворительные цели 10% от прибыли; 2 - если в данный год сумма пожертвований фирмы превысила эту квоту, то фирма не будет платить налоги на превышение, а может получить указанную льготу в следующие три года!; 3 - натуральные пожертвования также довольно легко льготируются, никаких налогов за такие пожертвования фирма не платит).

 

Обычно НГО может просить деньги на следующие цели:

  1. На финансирование конкретной программы. Гораздо легче добиться пожертвования на решение конкретной задачи, хотя для решения насущных проблем благотворительной организации необходима свобода использования средств.
  2. На административно-хозяйственные нужды.
  3. На капитальные нужды (приобретение, строительство, ремонт помещений, оборудования).
  4. На цели свободного использования (по усмотрению организации). Обычно в формулировке "НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ".
  5. На сформирование целевых долгосрочных  вкладов. Жертвуются депозиты, акции, другие ценные бумаги, недвижимость. На благотворительные цели используются доходы с этих вкладов.

 

Тема: «Место фандрайзинга в развитии гражданского общества и решении ключевых задач НГО».

Фандрайзинг способствует выполнению роли и миссии гражданского общества, укреплению его основ, а с другой стороны, эффективный фандрайзинг невозможен без полноценного развития гражданского общества, и общества в целом.

Участие НГО в общественном развитии и демократизации.

Традиционно работа НГО осуществляется на микроуровне, так как деятельность НГО нацелена на решение конкретных проблем в конкретном месте. Ключ к успеху данного подхода - участие самих людей, поскольку именно они в действительности являются основой развития, а не НГО. Однако опыт показывает, что для участия людей требуются сильные организации на уровне сообщества, через которые люди сами должны обеспечивать перемены, направленные на улучшение их жизни.

Цели НГО на микроуровне, направленные на развитие гражданского общества:

  1. Улучшение материального благополучия людей и сообществ; контроль за распределением благ; мобилизация и поддержание необходимых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности; выполнение определённых задач на основе экономичного и эффективного использования имеющихся ресурсов (укрепление материально-ресурсной основы гражданского общества
  2. Укрепление местных организаций; создание и укрепление институтов, представляющих и отстаивающих различные интересы; привлечение к участию важных заинтересованных лиц (укрепление организационной основы гражданского общества).
  3. Наделение сообществ (общин) и составляющих их людей мерой власти, чувством собственной ответственности за решение проблем, осознанием своего места и роли в происходящих процессах, пониманием важности конструктивного подхода к решению проблем, совместной деятельности, личного участия и взаимного обучения (укрепление идеологической основы гражданского общества).

Методы НГО на микроуровне:

  1. Непосредственное предоставление услуг.
  2. Обеспечение методики и организационной основы для участия людей в решении своих проблем.
  3. Вовлечение людей в активную деятельность и мобилизация внутренних и привлечение внешних ресурсов.
  4. Установление горизонтальных и вертикальных связей, способствующих разрешению местных проблем.

Цели НГО на макроуровне (региональный, государственный и международный уровень), направленные на общественные реформы  и улучшение качества управления:

  1. Изменение политики и практики государства, формирование правового государства: лоббирование, информирование граждан для обеспечения их политического выбора, предложение политических решений на основе опыта НГО в сфере развития сообществ, обеспечение прозрачности и отчётности правительственных структур, отслеживание деятельности правительственных структур, мониторинг соблюдения международных соглашений и требований собственного законодательства и т.д.
  2. Изменение экономической политики: поддержка малого бизнеса, поддержка отечественных производителей, информирование общественности по различным вопросам в сфере производства и потребления, укрепление организаций, защищающих права рабочих, фермеров, потребителей, городских жителей и т.д.
  3. Изменение международного порядка: равноправные торговые отношения, подписание соглашений по окружающей среде, правам человека, списание долгов, изменение политики предоставления международной помощи и т.д.

Методы НГО на макроуровне:

  1. Просвещение общественности.
  2. Лоббирование и борьба за права и интересы различных групп и общества в целом.
  3. Политический диалог.

Основы гражданского общества.

            Без этих основ не может быть нормального развития ни НГО, ни сектора в целом.

  • интеллектуальная (идеологическая) основа
  • организационно-законодательная основа
  • ресурсная основа

Ключевые задачи организаций «третьего сектора», направленные на развитие гражданского общества и демократии.

  1. прояснение миссии, ценностей, целей и стратегического видения (в частности, понимание своей уникальности, роли; гарантия независимости и обеспечение солидарности и партнёрства в работе);
  2. эффективное управление и разрешение конфликтов;
  3. укрепление и развитие ресурсной базы (в первую очередь человеческие, но, разумеется, и материальные ресурсы);
  4. создание условий для обучения на собственном опыте и опыте других.

Причём следует осознать, что все эти ключевые задачи должны решаться как на уровне НГО, так и на уровне сектора и общества в целом.