Экологическая карта семьи

«Экологическая карта семьи» - программа социально-психологической и ресурсной помощи семьям с детьми-инвалидами   

Все мероприятия проекта выполнены в срок и в полном объёме.

Основная проблема, с которой обращаются к психологу семьи, воспитывающие детей-инвалидов, – это нарушенные взаимоотношения в семье и сопутствующие им чувства. Для такой семьи характерна созависимость членов семьи друг от друга. Не умея самостоятельно справиться с этими проблемами, семьи детей-инвалидов нередко погружаются в болезнь ребёнка, перестают заниматься его развитием. Для успешного развития особого ребёнка необходима ресурсная семья, умеющая справляться с любыми трудностями в воспитании ребёнка. Наиболее эффективными в оказании помощи семьям с детьми-инвалидами являются структурированные технологии, которые опираются на использование системы оценки адаптивного поведения семьи в среде, в социуме. В данном проекте будет опробована одна из таких технологий – экологическая карта семьи, в основе которой лежит поиск ресурсов, направленных на нормализацию жизни семьи и ребёнка и поддержание психологического комфорта в семье. Экологическая карта семьи является необходимой составной частью координации комплексной психологической помощи семье, которая в данном проекте включает индивидуальные консультации психолога, мероприятия по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, тренинговую программу по гармонизации межличностных отношений в семьях, индивидуальную информационно-методическую поддержку. Количество участников проекта – 20 семей. Кроме того, в конце реализации проекта планируется познакомить с результатами проекта и использования экокарты семьи специалистов учреждений социального обслуживания населения.

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта – обеспечить пролонгированную социально-психологическую поддержку и ресурсную помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями раннего, младшего и дошкольного возраста.

 

Задачи проекта:

  1. Оказать психологическую поддержку семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья путём картирования взаимоотношений семьи с внешним миром, выявления, объединения и активизации различных ресурсов, способствующих нормализации жизни семей.
  2. Обучить родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам и знаниям для   обеспечения качественного ухода, развития и воспитания детей-инвалидов, поддержанию психологического комфорта в семье, способствующего нормализации жизни семьи, а главное, жизни ребёнка.
  3. Обеспечить информационно-методическую поддержку родителям для развития их социально-психологических компетенций. 
  4. Познакомить специалистов социального обслуживания населения с новой технологией оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Календарный план

 


п/п

Наименование услуги/

мероприятия

Краткое содержание услуги/мероприятия

Сроки, ответст-венный исполнитель

Ожидаемые показатели результативности, объемы оказываемых услуг, число получателей и т.п.

1

Индивидуальные первичные консультации психолога

Составление экологической карты семьи, выявление ресурсов семьи и окружающего социума

Июль – август 2015 года, психолог

 

Для каждой семьи будет составлена экологическая карта, которая позволит исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами, выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи

 

Количество получателей услуги – не менее 20 родителей. Количество консультаций – 20. Продолжительность консультации 2 часа

2

Программа повышения  психолого-педагогической компетентности  родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (за счёт собственных средств)

Проведение 4 семинаров для родителей детей-инвалидов, направленных на повышение их психолого-педагогической компетентности в развитии и воспитании детей

 

Июль – август 2015 года, руководитель организации

 

Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ получат навыки и знания для   обеспечения качественного ухода и воспитания детей-инвалидов

 

Тематика семинаров направлена на социально-правовые основы современной реабилитации, современные подходы в реабилитации  и повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития   детей.

Продолжительность каждого семинара – 4 часа.

Количество участников каждого семинара – не менее 10 человек

3

Тренинговая программа для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Проведение тренинговой программы для родителей с использованием экологической карты семьи (в форме  мини-тренингов)

Тематика тренингов:

1) «Семейная фотография» - изучение структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

2) «Семейная скульптура» - социометрическая методика коррекционной работы с семьёй.

3) «Семейный ритуал» -  структурная методика психокоррекционной работы в семейных отношениях.

4) «Семейное пространство» - методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций.

5) «Родительский семинар» - методика для решения задач изменения систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье

Сентябрь –октябрь 2015 года психолог

 

В процессе тренинговых занятий будут расширены знания и представления

родителей о понятиях: свободная и зависимая личность, зрелая и безусловная любовь,

границы и ответственность в отношениях, ложные убеждения, способы психологической

защиты и т.п.

Полученные знания и умения будут способствовать лучшему пониманию себя и членов своей семьи, осознанию как своих желаний и возможностей, так и потребностей своих детей

 

 

Количество мини-тренингов – 5. Продолжительность каждого тренинга – 3 часа.

Количество участников каждого тренинга – не менее 10 родителей

4

Индивидуальные консультации психолога по формированию детско-родительских отношений

Индивидуальные консультации психолога, направленные на инициирование родительской активности, направленной на воспитание и развитие ребёнка

 

Октябрь – ноябрь  2015 года, психолог

 

Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ будут обучены взаимодействию с ребёнком в контексте удовлетворения его потребностей; взаимодействию с ребёнком в социуме,

взаимодействию родителей друг с другом и с близкими родственниками

 

Количество получателей услуги – не менее 20 родителей.

Количество консультаций – 40, по 2 консультации для каждой семьи/родителя.

Продолжительность консультации – 1 час

5

Информационно-методическая поддержка родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Подготовка и предоставление родителям индивидуальных информационно-методических ресурсов (комплектов наглядных пособий)

 

Октябрь – ноябрь 2015 года, психолог

Подготовлены и переданы родителям методические пособия в виде индивидуальных комплектов – 20 экземпляров

 

Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ получат ресурс для организации продуктивного взаимодействия с детьми, что будет способствовать повышению качества жизни семьи

6

Практический семинар для специалистов учреждений социального обслуживания населения

Обобщение опыта проекта и представление технологии картирования

Вторая половина ноября 2015 года, руководитель организации

Специалисты учреждений социального обслуживания населения будут ознакомлены со структурированной технологией помощи семья с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Продолжительность семинара – 4 часа.

Количество участников – не менее 15 человек.

 

Целевая группа (с указанием количества и категории получателей услуг)

Количество участников проекта – 20 семей с детьми-инвалиды и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Возрастная категория детей – от 1 года до 7 лет включительно.