Экологическая карта семьи
«Экологическая карта семьи» - программа социально-психологической и ресурсной помощи семьям с детьми-инвалидами
Все мероприятия проекта выполнены в срок и в полном объёме.
Основная проблема, с которой обращаются к психологу семьи, воспитывающие детей-инвалидов, – это нарушенные взаимоотношения в семье и сопутствующие им чувства. Для такой семьи характерна созависимость членов семьи друг от друга. Не умея самостоятельно справиться с этими проблемами, семьи детей-инвалидов нередко погружаются в болезнь ребёнка, перестают заниматься его развитием. Для успешного развития особого ребёнка необходима ресурсная семья, умеющая справляться с любыми трудностями в воспитании ребёнка. Наиболее эффективными в оказании помощи семьям с детьми-инвалидами являются структурированные технологии, которые опираются на использование системы оценки адаптивного поведения семьи в среде, в социуме. В данном проекте будет опробована одна из таких технологий – экологическая карта семьи, в основе которой лежит поиск ресурсов, направленных на нормализацию жизни семьи и ребёнка и поддержание психологического комфорта в семье. Экологическая карта семьи является необходимой составной частью координации комплексной психологической помощи семье, которая в данном проекте включает индивидуальные консультации психолога, мероприятия по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания детей, тренинговую программу по гармонизации межличностных отношений в семьях, индивидуальную информационно-методическую поддержку. Количество участников проекта – 20 семей. Кроме того, в конце реализации проекта планируется познакомить с результатами проекта и использования экокарты семьи специалистов учреждений социального обслуживания населения.
Основные цели и задачи проекта
Цель проекта – обеспечить пролонгированную социально-психологическую поддержку и ресурсную помощь семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями раннего, младшего и дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Оказать психологическую поддержку семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья путём картирования взаимоотношений семьи с внешним миром, выявления, объединения и активизации различных ресурсов, способствующих нормализации жизни семей.
- Обучить родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам и знаниям для обеспечения качественного ухода, развития и воспитания детей-инвалидов, поддержанию психологического комфорта в семье, способствующего нормализации жизни семьи, а главное, жизни ребёнка.
- Обеспечить информационно-методическую поддержку родителям для развития их социально-психологических компетенций.
- Познакомить специалистов социального обслуживания населения с новой технологией оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Календарный план
№ |
Наименование услуги/ мероприятия |
Краткое содержание услуги/мероприятия |
Сроки, ответст-венный исполнитель |
Ожидаемые показатели результативности, объемы оказываемых услуг, число получателей и т.п. |
1 |
Индивидуальные первичные консультации психолога |
Составление экологической карты семьи, выявление ресурсов семьи и окружающего социума |
Июль – август 2015 года, психолог
|
Для каждой семьи будет составлена экологическая карта, которая позволит исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами, выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи
Количество получателей услуги – не менее 20 родителей. Количество консультаций – 20. Продолжительность консультации 2 часа |
2 |
Программа повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (за счёт собственных средств) |
Проведение 4 семинаров для родителей детей-инвалидов, направленных на повышение их психолого-педагогической компетентности в развитии и воспитании детей
|
Июль – август 2015 года, руководитель организации
|
Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ получат навыки и знания для обеспечения качественного ухода и воспитания детей-инвалидов
Тематика семинаров направлена на социально-правовые основы современной реабилитации, современные подходы в реабилитации и повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей. Продолжительность каждого семинара – 4 часа. Количество участников каждого семинара – не менее 10 человек |
3 |
Тренинговая программа для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Проведение тренинговой программы для родителей с использованием экологической карты семьи (в форме мини-тренингов) Тематика тренингов: 1) «Семейная фотография» - изучение структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. 2) «Семейная скульптура» - социометрическая методика коррекционной работы с семьёй. 3) «Семейный ритуал» - структурная методика психокоррекционной работы в семейных отношениях. 4) «Семейное пространство» - методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. 5) «Родительский семинар» - методика для решения задач изменения систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье |
Сентябрь –октябрь 2015 года психолог
|
В процессе тренинговых занятий будут расширены знания и представления родителей о понятиях: свободная и зависимая личность, зрелая и безусловная любовь, границы и ответственность в отношениях, ложные убеждения, способы психологической защиты и т.п. Полученные знания и умения будут способствовать лучшему пониманию себя и членов своей семьи, осознанию как своих желаний и возможностей, так и потребностей своих детей
Количество мини-тренингов – 5. Продолжительность каждого тренинга – 3 часа. Количество участников каждого тренинга – не менее 10 родителей |
4 |
Индивидуальные консультации психолога по формированию детско-родительских отношений |
Индивидуальные консультации психолога, направленные на инициирование родительской активности, направленной на воспитание и развитие ребёнка
|
Октябрь – ноябрь 2015 года, психолог
|
Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ будут обучены взаимодействию с ребёнком в контексте удовлетворения его потребностей; взаимодействию с ребёнком в социуме, взаимодействию родителей друг с другом и с близкими родственниками
Количество получателей услуги – не менее 20 родителей. Количество консультаций – 40, по 2 консультации для каждой семьи/родителя. Продолжительность консультации – 1 час |
5 |
Информационно-методическая поддержка родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Подготовка и предоставление родителям индивидуальных информационно-методических ресурсов (комплектов наглядных пособий)
|
Октябрь – ноябрь 2015 года, психолог |
Подготовлены и переданы родителям методические пособия в виде индивидуальных комплектов – 20 экземпляров
Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ получат ресурс для организации продуктивного взаимодействия с детьми, что будет способствовать повышению качества жизни семьи |
6 |
Практический семинар для специалистов учреждений социального обслуживания населения |
Обобщение опыта проекта и представление технологии картирования |
Вторая половина ноября 2015 года, руководитель организации |
Специалисты учреждений социального обслуживания населения будут ознакомлены со структурированной технологией помощи семья с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Продолжительность семинара – 4 часа. Количество участников – не менее 15 человек. |
Целевая группа (с указанием количества и категории получателей услуг)
Количество участников проекта – 20 семей с детьми-инвалиды и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Возрастная категория детей – от 1 года до 7 лет включительно.