Александр Володин: на вершине пьедестала

Александр Володин – живое доказательство того, что инвалидность - не повод отказываться от спорта, активной жизни, друзей и любви. Несмотря на врожденную глухоту, 20-летний молодой человек является кандидатом в мастера спорта по самбо и дзюдо, призером многих спортивных соревнований и талантливым музыкантом! Выдающиеся успехи в спорте и многочисленные награды не вскружили Саше голову, он остался на удивление скромным юношей: не любит рассказывать о неудачах, а достижениями делится по-мужски: немногословно и только по факту. Поэтому подробно о том, как живется в современном городе человеку с ограниченными возможностями, рассказывает его мама – Надежда Александровна.

18 августа 1995 года в дубненской семье Надежды и Игоря Володиных произошло радостное событие: родился второй сын Саша. Поздняя беременность, долгожданный ребенок – родители души не чаяли в малыше и предрекали ему счастливое беззаботное будущее…


Время шло, а ребенок никак не реагировал на звуки и не говорил. «Ничего. Вот пойдет в детский сад, пообщается с другими детьми – и всё придет в норму», – думала мама, но Саша продолжал молчать. По смышленому лицу малыша было видно, что он всё понимает, просто не говорит.


Володины обратились к врачу: «Ребенок здоров», – после осмотра сказал местный специалист. Подождали еще немного, а потом повезли сына на обследование в Москву. Вердикт столичных медиков прозвучал как удар грома: «Родители, готовьтесь: ваш ребенок глухой». «Мы с мужем поседели за несколько минут», – вспоминает Надежда Александровна. Шок, отчаяние, боль – сложно передать состояние супругов в тот момент. «Сын никогда не услышит наши голоса, пение птиц, звуки окружающего мира», – эта мысль приводила женщину в оцепенение, и по вечерам она рыдала от безысходности. Игорь Александрович же полностью ушел в работу и замкнулся в себе: горе он переживал по-своему.


«Прошло время, и я поняла: плачь не плачь, а слезами горю не поможешь. И начала действовать».

Характер – это судьба

«…Многое зависит от характера родителей: чего они хотят добиться – чтобы ребенок сидел дома или вел полноценную жизнь? Мы решили, что сделаем всё возможное, чтобы наш сын вырос счастливым и самостоятельным человеком».


Первым делом родители повезли особенного ребенка в Московский сурдоцентр, поставили на учет, подобрали слуховой аппарат. Он, правда, мало помогает: Саша почти ничего не слышит («Совсем чуть-чуть», – добавляет со смущением молодой человек) – он читает по губам и немного говорит. Жестового языка юноша не знает: если понадобится – выучит в любой момент.


Врачи предложили отдать ребенка в специализированный интернат. Но ответ Надежды Александровны был твердым: «Нет, никакого интерната». – «Вы что? Вы же дома ничем ему не поможете, не сможете его ничему научить», – гнули свою линию медики. А она сказала: «Лучше, чем в семье, нигде быть не может», – и забрала сына домой.

cf902587d1ad29aed0e7e9ad8c53ef31.jpg

«Мы с мужем всегда старались сделать так, чтобы сын рос среди здоровых людей – ведь среди них ему придется жить. И он рос. Но везде всё проходило «с боем»: так, например, нас чуть не выгнали из детского сада, с трудом приняли в обычную школу. Были сложности и во время обучения в колледже… Но мы всё это прошли. Я даже благодарна судьбе за трудности: они закалили характер Саши, научили его не сдаваться и всегда идти вперед».

Первые уроки

Саша пошел в обычный детский сад, куда ходили здоровые дети. По вечерам мама возила его на индивидуальные занятия к замечательному логопеду Галине Геннадьевне Лобановой. Специалист отмечала способности мальчика: в отличие от других особенных сверстников, он схватывал знания на лету, быстро научился читать (а для глухонемого ребенка это настоящее достижение, ведь он не слышит звуки). Дома занятия продолжались: Надежда Александровна на стене писала буквы и пела их, таким образом обучая сына говорить. Труд мамы и логопеда (о которой семья Володиных вспоминает с особенной благодарностью) дали впечатляющие результаты: к первому классу глухой ребенок мог писать, читать и научился по губам понимать речь. К школе он был готов.

Музыка

«Я много читала, что для развития мелкой моторики, которая напрямую связана со слухом, ребенку полезно играть на музыкальных инструментах. Так мы начали заниматься музыкой. Саша посещал специальные занятия в реабилитационном центре «Бригантина» по классу фортепиано. Я пошутила: «Ведь был же слепой музыкант – может, и глухой получится?» – вспоминает Надежда Александровна. И ведь действительно получился!

11a63a201609eaaff5ed8254e9fec3d3.jpg

Школьные годы

Когда пришло время, ребенка отдали в коррекционную школу «Возможность» – для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. К тому моменту он уже умел читать и считать – словом, знал программу первого класса и намного опережал своих одноклассников. Отдельно заниматься с учеником и давать ему более глубокие знания педагоги не стали. Учебный год прошел для первоклассника Александра Володина впустую: ничего нового он не узнал, а повторять уже усвоенный материал было скучно. Поняв, что в специализированном учреждении сын не сможет получить должное образование, Надежда Александровна решила отдать его в обычную школу.


Но и здесь пришлось «пробить не одну стену»: чтобы инвалиду попасть в обычную школу, нужно пройти медико-педагогическую комиссию. А прежде необходимо получить согласие одного из директоров городских школ – что он готов принять на обучение особенного ребенка. Надежда Александровна сходила на прием к директору школы № 2 (в которой учился старший сын) Нине Петровне Халяпиной и получила от нее столь нужное подтверждение.


Ее голос, а также поддержка ставшей родной логопеда Галины Геннадьевны, также присутствовавшей на комиссии, склонили чашу весов в сторону Володиных: им разрешили учиться среди здоровых ребят. И хотя большинство членов комиссии скептически отнеслись к решению Надежды Александровны и приводили, по их мнению, весомый аргумент: «Мальчик же не слышит. Дети будут смеяться над ним», – мама особенного школьника верила, что всё у них получится, и твердо заявляла: «Пусть лучше мой сын пройдет через это в детские годы, чем когда повзрослеет». Это была пусть маленькая, но такая важная победа – победа над целой системой образования.


…Про школьные годы рассказал сам герой этой истории – по-мужски лаконично: «Нормально. Правда, было неприятно, когда надо мной смеялись». Друзья? Был один приятель… Но близкого друга в те годы у него не было.


Вернее, был один самый близкий друг. И сейчас есть. Это мама. Которая каждый день делала с ним уроки и объясняла то, что не смогли объяснить учителя. Которая постоянно поддерживала его и укрепляла его веру в себя. Которая любит его без условностей – просто за то, что он есть.

e736a3386040b3e770fac06c9ad0306e.jpg

Если у обычных детей было время, чтобы погулять после школы, поиграть с одноклассниками и исследовать все потайные уголки местных дворов, то у Саши его не было: процесс обучения в школе не заканчивался после уроков, а только начинался. Приходя домой, ребенок с помощью мамы пытался разобраться в том, чего не понял и не услышал за партой (а это была бОльшая часть материала). И дома урок начинался заново: по слову, по предложению, по абзацу. «Мы вместе учились и в школе, и в колледже, и в университете сейчас вместе учимся», – смеется Надежда Александровна. Саша был очень прилежным учеником: не пропускал занятия, аккуратно вел дневник и тетради, старательно усваивал материал. По русскому языку писал очень грамотно. Конечно, в силу особенностей, ему было сложно строить предложения, а вот в словах ошибок не допускал. Учителя с пониманием относились к необычному ученику: так, например, по истории все задания для Саши были письменными – он писал доклады, конспекты, письменно отвечал на вопросы по изучаемой теме.

d975ffb5b3e42775886d7aec1efb8336.jpg

«Да, весь педагогический коллектив школы № 2 во главе с директором Ниной Петровной Халяпиной – это золотые люди, очень человечные, – вспоминает с благодарностью Надежда Александровна. – Мы никогда не забудем их доброты и отзывчивости».


В 2011 году Саша окончил девятилетку и поступил в колледж № 67 г. Дубны на специальность «слесарь-сборщик». Однако, помимо образования, был еще один важный пласт в жизни нашего героя, предопределивший его судьбу, – это спорт.


Спорт


На первосентябрьской линейке во втором классе перед учащимися выступил Борис Робертович Пивоваров (руководитель творческого объединения «Школа борьбы» Центра детского творчества, мастер спорта международного класса по борьбе самбо. – Прим. авт.). После собрания к заслуженному тренеру подошла Надежда Александровна и спросила, возьмет ли он на обучение её неслышащего сына. «Конечно, возьму – приходите на первое занятие», – без раздумий ответил Борис Робертович. Так начался спортивный путь Саши.

 

 

 

Источник http://dislife.ru